Игры на разных стадиях развития ребенка — психология

Принято разделять людей на логиков и эмоционалов. Насколько верно данное утверждение? Отчего зависит склонность к тому или иному типу мышления? Можно ли его изменить? Как развить логику? Зачем это вообще нужно? Какова роль логики в жизни человека? Сколько времени может занять развитие логики? В каком возрасте лучше начинать? Как развивать логику в домашних условиях? Что для этого нужно? Какие методики помогают в развитии логики? Рассмотрим эти вопросы по порядку.

Что такое логика?

Логика — это особенность мышления, основанная на причинно-следственном анализе и рациональном познании мира. В отличие от эмоций, логическое мышление опирается только на аргументы и доводы. Его еще называют аналитическим мышлением. За развитие данного умения отвечает левое полушарие головного мозга. В противоположность ему, правое полушарие способствует раскрытию творческого потенциала и эмоциональности.

Можно ли развить логическое мышление?

Соответственно, у людей с аналитическим складом ума лучше развито левое полушарие, а у эмоционалов – правое. Но мозг, подобно любому другому органу, можно развивать и тренировать. Например, если у кого-то сильнее накачана правая рука, это же не означает, что так будет всю жизнь. Он может больше внимания уделить тренировкам левой руки и постепенно уровнять их возможности. Подобным образом осуществляется и развитие логики. Стоит начать ее тренировку, и со временем аналитическое мышление усилится.

Развитие полушарий мозга, хоть и определяется генетически, все равно может корректироваться в процессе жизни. Безусловно, в детстве это сделать намного проще, но и взрослые люди, проявив самообладание, могут изменять тип своего мышления. Просто у них это займет намного больше времени.

Элементарный пример корректировки деятельности мозга – переучивание левшей. Дело в том, что одним из внешних проявлений активности полушарий мозга служит «рабочая» рука. Левое полушарие мозга отвечает за правую часть тела, а правое – наоборот. Считается, что правши более склонны к аналитическому мышлению, а левши к творческому. Некоторые мыслители даже видят тотальное угнетение креативности в практике переучивания левшей. Это довольно умозрительные взгляды, но суть остается неизменной – с помощью практики можно влиять на активность того или иного полушария мозга.

Зачем взрослому человеку развивать логику?

Человек, который умеет логически мыслить, сможет докопаться до истины, ведь он, имея даже неточную и неполную информацию, сумеет сделать правильные выводы. Благодаря логике вы не только получите общие знания, но и ознакомитесь со всеми нюансами изучаемого предмета.

Рациональное познание мира и причинно-следственный анализ – вот основа логического мышления. Логическое или аналитическое мышление, в отличие от эмоционального, всегда опирается на доводы и аргументы. Поэтому выводы, сделанные при помощи логики, ценятся намного больше, чем выводы, сделанные при помощи эмоций и чувств. Эмоции и чувства могут меняться, аргументы и доводы же являются константой.

За логику отвечает левое полушарие головного мозга, а за эмоции и творческий потенциал – правое. Если мечтаете развить логику, вам необходимо развивать левое полушарие вашего мозга. Хотя сделать это в первые годы жизни намного проще и легче, во взрослом возрасте также можно изменить тип мышления. Нужно всего лишь проявить самообладание и запастись терпением.

Человек, которые умеет логически мыслить, может:

  • свести количество жизненных и профессиональных ошибок к минимуму;
  • легко найти безопасный и простой выход из затруднительной и невыгодной для него ситуации;
  • быть на несколько шагов впереди всех конкурентов, врагов и недоброжелателей, у которых с логикой есть определенные проблемы;
  • грамотно, предельно ясно и четко излагать свои мысли;
  • без труда найти необходимые аргументы, которые убедят окружающих людей в его правоте;
  • избежать самообмана и не стать жертвой обмана со стороны чужих людей;
  • четко, конструктивно и быстро находить правильные ответы на вопросы оппонентов;
  • увидеть и устранить ошибки, которые допускают окружающие люди.
Читайте также:  Норма сахара у беременной во втором триместре

Логика пригодится вам в любом виде деятельности. Не важно, являетесь ли вы руководителем большой компании или занимаетесь уборкой, без логики жить очень тяжело.

Игра как важнейшее условие развития

Психология выделяет весь младший возраст как период активной игровой деятельности. Родители зачастую называют детские забавы бесполезным занятием, пустой тратой времени, пытаются заменить их действительно «важными» делами – специальными обучающими упражнениями, уроками по различным модным методикам. Однако роль игры в психическом развитии ребенка – первостепенна.

В чем же заключается значение игры, почему эта деятельность так необходима малышам?

  • Играя, дети учатся творить и мечтать, создавать свою реальность: соединяя воедино мечты и знакомую им действительность, у детей активно работает воображение.
  • Происходит познавательное, культурное, социальное, физическое развитие – детки воссоздают ситуации, отражающие взаимодействия людей в социуме, закрепляют свои представления о жизни.
  • Совершенствуются волевые качества, умение выстраивать, планировать свою деятельность, что является необходимым условием интеллектуального развития.
  • Совместная игра сближает, учит находить общий язык, вступать в контакт и поддерживать его. Первые друзья появляются у детей в играх. Формируются чувства, эмоции, появляется опыт самых разнообразных сильных переживаний, преодоления трудностей.
  • Обогащается, структурируется детская речь.

Играя, дошкольник приходит к пониманию общественной сущности всех вещей – каждое действие, манипуляция, слово имеют смысл для какого-то человека. Постепенно у ребёнка складывается понятие о ведущей роли человеческих взаимоотношений.

Педагогика выделяет множество видов игр:

  • Подвижные – тренировка ловкости, быстроты, силы, а также желания побеждать, настойчивости, эмпатии, волевых качеств.
  • Логические – помощь в подготовке к школе, важный этап становления памяти, усидчивости, умения искать нестандартное решение поставленной задачи.
  • Дидактические – пополнение словарного запаса, формирование связной речи, умения формулировать свои мысли, правильное отношение к различным аспектам жизни (природе, Родине, профессиям, людям разных национальностей).
  • Сюжетно-ролевая игра как средство развития ребенка стоит на особом месте, являясь эффективным инструментом для формирования психических функций, мышления, воображения, эмоциональной сферы.

Особенности развития логики в 3-года

Логика – важный инструмент человека в процессе познания. Способность мыслить логически дает возможность человеку понимать, что происходит вокруг, находить связи в явлениях и предметах, обобщать, анализировать, решать различные задачи, делать умозаключения и многое другое, что требует от него сама жизнь.

В процессе этих действий человек использует определенные приемы:

  • определение состава, структуры и организации частей и элементов целого;
  • ориентация на существенные признаки явлений и предметов;
  • определение взаимосвязей между явлениями и предметами;
  • обнаружение тенденций и закономерностей развития;
  • построение гипотез и обнаружение следствий;
  • осознанная аргументация логических операций.

Конечно, трехлетний ребенок не обладает достаточным уровнем логического мышления, который необходим для выполнения всех этих функций. Но процесс образования данных логических приемов через наглядно-действенное мышление и последующее их совершенствование и является развитием логического мышления.

Особенность развития логики в 3-4 года проявляется в том, что мыслительный процесс носит эмоциональный характер. Он интересен и увлекателен для ребенка, который, играя, не вдаваясь в излишние подробности, стремиться к обоснованию, доказательству, поиску причин.

О развитии логического мышления у ребенка свидетельствует появление огромного количества вопросов – Почему? Как? Откуда? Зачем? и другие.

Многие психологи и педагоги, изучая данный вопрос, отмечают необходимость целенаправленно развивать у детей возможности логического мышления, так как сам по себе набор логических приемов, даже хорошо усвоенных, представляет собой лишь потенциал умственного развития, а не само развитие, которое возможно лишь при постоянной практике этих приемов.

И, так как ведущим видом деятельности для ребенка 3-4 лет является игра, то именно при помощи игровой деятельности и следует начинать развитие у детей логических способностей.

В условиях игры ребенок создает обобщенные образы, анализирует игровую ситуацию. Игра организовывает сложный процесс овладения навыками в интересной для ребенка форме, придает умственной деятельности увлекательный характер.

приложений для развития памяти, логики и смекалки

Вероника Кушнарева

Многие считают, что игры (как компьютерные, так и для смартфонов) — бесполезная трата времени. Это не так: помимо того, что они помогают отвлечься, они дают возможность потренировать мозг — во многих из них нужно разрабатывать стратегию и продумывать серию ходов.

Читайте также:  Витамин Д3: как принимать и когда нельзя

Кроме того, их интерфейс удобнее для того, чтобы выполнять множество интерактивных заданий, по сравнению, скажем, с книгой. Многие программы развивают логику, память и внимание, используя тестовый или игровой формат.

Мы выбрали несколько приложений, обещающих развить ваше мышление, концентрацию и вычислительные способности.

«Логика чисел»

iOS: бесплатно

Если вычисление своей части из общего счёта в ресторане даётся всё труднее, не стоит спешить делегировать работу калькулятору. Заново научиться умножать поможет приложение «Логика чисел».

Если не оплачивать версию без рекламы и не давать фору мозгу, купив безлимитные подсказки, можно не только вспомнить таблицу умножения и перечень простых чисел до ста, но и подтянуть стратегическое мышление.

Игра сродни шахматам и строится на просчитывании действий на несколько шагов вперёд: нужно заполнить цифрами игровую сетку так, чтобы все примеры были решены верно.

Стоит заметить, что в обход правил алгебры математические действия в игре выполняются подряд, а скобки для обозначения порядка действий здесь не используются. Кнопкой в виде кольца в верхней части поля можно сразу сбросить все набранные значения.

NeuroNation

iOS: бесплатно, Windows phone: бесплатно, Android: бесплатно

Комплексное приложение, предлагающее всевозможные виды упражнений на внимание, память и логику. Благодаря нескольким уровням сложности с подсчётом статистики по разным заданиям тренировки для ума с NeuroNation оказываются более персонализированными, чем в простой игре. При покупке платной подписки программа вообще становится личным тренером вашего мозга.

В каждом задании можно совершенствоваться, повторяя уровни. Система мотивации пользователя продумана тщательно: можно соревноваться с другими участниками по сети. Приложение раскладывает ваши результаты после прохождения на составные критерии успешности и необходимые навыки, так что сразу видно, на что следует обратить внимание в другой раз.

«Меморадо»

iOS: бесплатно, Android: бесплатно

Ещё одна не менее популярная программа для персональной тренировки мозга. Здесь используется приятный и, что немаловажно, русифицированный интерфейс.

Подход серьёзный: создатели обещают помочь улучшить память, научить сохранять концентрацию и спокойствие в стрессовой ситуации и многое другое.

Знакомые с детства игры и упражнения на развитие памяти, внимания и реакции в новом прочтении и даже сессия для медитации доступны на начальном уровне бесплатно. Для более амбициозных мозговых атлетов предусмотрена платная подписка.

«Цепь»

iOS: бесплатно

приложений для развития памяти, логики и смекалки

Игра «Цепь» строится на взаимодействии форм и цветов фигур, представленных на поле. Двигаясь от начальной точки, нужно пройти все ячейки, отличающиеся по разным параметрам, так, чтобы не попасть в тупик. Игра предполагает, что все ходы нужно продумать с самого начала.

Это легко даётся на первых уровнях, но становится затруднительным с увеличением количества строк и столбцов. В общем, приложение развивает стратегическое мышление и логику не хуже специальных мозговых тренажёров, а красивый интерфейс сделает досуг вдвойне приятным.

«Клякса»

iOS: бесплатно, Android: бесплатно

Игра ориентирована на отработку реакции и развитие пространственного мышления (у её разработчика есть ещё одна похожая, доступная на iOS и Android).

Вращающиеся элементы, напоминающие то кляксу, то ежа, на самом деле являются движущимися по орбитам сферами, между которыми нужно бросать шары, следуя отдельным для каждого нового уровня правилам.

приложений для развития памяти, логики и смекалки

По мере прохождения игра усложняется из-за скорости вращения и количества элементов. В целом она прекрасно помогает небесполезно провести время, к тому же у неё приятное минималистичное оформление.

Какие способности относятся к математическим у детей до 7-ми лет

Не стоит думать, что математические способности подразумевают под собой только умение быстро и точно считать. Это заблуждение. Математические способности включают в себя целый комплекс умений, направленных и на творческий подход, и логику, и счет.

Быстрота подсчета, способность запоминать большой массив цифр и данных не являются подлинными математическими способностями, так как даже медленный и обстоятельный ребенок, который вдумчиво занимается может успешно постигать математику.

К математическим способностям относится:

  1. Способность обобщения математического материала.
  2. Умение видеть общее у разных предметов.
  3. Возможность найти главное в большом количестве различной информации и исключить не нужное.
  4. Пользоваться числами и знаками.
  5. Логическое мышление.
  6. Способность ребенка мыслить абстрактными структурами. Умение отвлечься от решаемой задачи и увидеть полученную картину в целом.
  7. Мыслить как прямо, так и в обратной последовательности.
  8. Умение самостоятельно мыслить, не используя шаблонов.
  9. Развитая математическая память. Способность использовать полученные знания в различных ситуациях.
  10. Пространственное мышление – уверенное использование понятий «верх», «низ», «право» и «лево».
Читайте также:  Эссенциале форте Н - помогает восстанавливать клетки печени

Storyplace

Возраст: от 5 лет.Сколько стоит: бесплатно.

Все игры здесь на английском языке: в этом задании ребенок должен понять, что нужно перетащить резиновую утку

Storyplace — проект американской публичной библиотеки, который учит детей читать по-английски и по-испански с помощью простых и наглядных историй.

Storyplace

Сначала ребенок знакомится с коротким рассказом: например, о младенце, который не хотел купаться, или о том, как лягушка раскрашивала радугу. Каждое предложение находится на отдельном слайде: его медленно и отчетливо зачитывает диктор, а потом его могут повторить родители или, не торопясь, прочитать сам ребенок.

За рассказом следует простая тематическая игра, которая поможет запомнить новые слова: младенец попросит выбрать игрушки, которые он сможет взять с собой в ванну, а лягушка — ответить, какого цвета солнце или яблоко на картинке. Те, кто уже адаптировался к голосу диктора, могут попробовать свои силы в понимании более беглой и живой речи, послушав сказки в исполнении самих работников библиотеки.

Роль игры в развитии ребенка

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память.

Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении принуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета — он дает заместителю новое игровое название, в соответствии с которым и действует. Предмет-заместитель становится опорой для мышления.

На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане.

Таким образом, игра в'большой мере способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений.

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Роль игры в развитии ребенка

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения.

В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются подразумевать предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении.

Игра может в таком случае протекать во внутреннем плане.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Продуктивные виды деятельности ребенка — рисование, конструирование — на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться.

Играя, он относится к учению как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное отношение взрослых к учению, чем к игре, постепенно, исподволь перестраивает отношение к нему со стороны ребенка.

У него складывается желание и первоначальное умение учиться.