Акалькулия, дискалькулия, лечение акальулии

Современный человек в силу разных обстоятельств часто страдает от различных психических нарушений. По статистике, приблизительно 35% европейцев имеют подобные расстройства. Это может быть не просто распространенная депрессия, но и более редкая патология – акалькулия (утрата личностью способности считать). Проблема и вправду невероятно серьезна, но решаема.

Почему акалькулию путают с дискалькулией

Акалькулию и дисакалькулию путать не стоит, хоть это и очень схожие нейропсихические заболевания. Их основное отличие в причинах появления расстройств. Первый синдром является приобретенным как последствие других травм головного мозга, а второй – врожденный. К тому же, акалькулия может быть частичной, а дискалькулия – это полное отсутствие способностей к изучению даже самой простой арифметики, потому что человек не имеет функции оценки количества объектов. Проявление дискалькулии наблюдается у 5% первоклассников. С помощью специальных методик от него успешно можно избавиться.

Что такое дискалькулия

Это называется трудностью при выполнения математических вычислений. Обычно применяется в академической среде, в случае детей школьного возраста, которые демонстрируют очевидные трудности для математики в целом. Они не могут или им очень трудно выполнять простые операции с числами, такими как вычитания, суммы, умножения. Умственный расчет довольно сложный, даже с простыми цифрами.

Дискальцулия может появиться в течение четырех лет, когда во втором цикле обучения детей младшего возраста учителя начинают преподавать сложение и вычитание. Где требования в математических предметах требуют зрелости для когнитивного уровня, который у детей с этими трудностями не существует.

Дети с этой трудностью показывают уровень в математике значительно ниже среднего по возрасту. Другие субъекты также могут быть затронуты, а также другие области в целом психоэффективного развития ребенка.

Что такое дискалькулия?

Издание Discover приводит слова Эдварда Хаббарда, нейробиолога из университета Висконсина о том, что люди с дискалькулией с трудом могут сказать, больше ли семь, чем пять. Хотя дискалькулия – очень редкое заболевание, она примерно так же распространена, как аналогичное расстройство чтения дислексия, но недостаточно исследована.

От расчета чаевых в ресторане до следования инструкциям – способность понимать цифры имеет важное значение для функциональной жизни. Согласно результатам исследования, проведенного в Великобритании еще в 2013 году, люди в возрасте 30 лет, считающие на пальцах, как правило, не имеют высшего образования, чаще оказываются безработными, имеют проблемы с законом и со здоровьем. Дискалькулия сурова тем, что несмотря на карточки, компьютерные игры, математические песни и дополнительные занятия люди, ей страдающие, не могут по-настоящему понять цифры.

Однако теперь, благодаря прогрессу в методах визуализации мозга и улучшению понимания числового познания в целом, начали появляться новые идеи о не способности некоторых людей к математике. Исследователи проследили дискалькулию вплоть до задней части мозга, известной как внутрипариетальная борозда, или IPC. Эта область мозга имеет решающее значение для восприятия и приблизительного сравнения величин – скажем, группы точек на странице или пик на игральной карте.

Мальчики в два раза чаще чем девочки болеют дислексией (а девочки дискалькулией)

Внутрипариетальная борозда (IPS) расположена на боковой поверхности теменной доли и состоит из наклонной и горизонтальной частей. Предполагается, что IPS играет роль и в других функциях, включая обработку символической числовой информации, зрительно-пространственную ориентацию рабочей памяти и интерпретацию намерений других.

В ходе исследования 2007 года ученые сканировали мозг детей с дискалькулией, в то время как они считали количество квадратов, представленных на экране. Когда их попросили определить, где больше квадратов, дети с дискалькулией сделали больше ошибок и отвечали медленнее, чем здоровые дети в контрольной группе. Кроме того, в отличие от своих сверстников, дети с дискалькулией не показали различий в активации IPC, когда сравнивали пары чисел, которые были ближе или дальше друг от друга по значению. Авторы исследования предположили, что мозг таких детей не так эффективно распознает относительное расстояние между числами. Другие ученые с тех пор обнаружили аналогичные эффекты.

В ходе дальнейшего изучения дискалькулии было обнаружено, что способность отличать различные величины друг от друга появляется в возрасте 6 месяцев. Более того, некоторые ученые предполагают, что в некоторых случаях мозг связывает восприятие количества с числовыми символами, например арабскими цифрами, или с том, как он сопоставляет числа с вербальными или пространственными процессами.

Признаки и симптомы дискалькулии

Дискалькулия может возникать у людей вне зависимости от диапазона IQ, наряду с трудностями с определением времени, измерениями и пространственным мышлением. Оценки распространенности дискалькулии колеблются от 3% до 6% населения. В 2015 году было установлено, что у 11% детей с дискалькулией также было диагностировано СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Учитывая, насколько важны математические навыки в повседневной жизни, необходимо разработать способы надежного выявления детей, испытывающих особые трудности в обучении, связанные с математикой.

Читайте также:  Вес ребенка при рождении: нормы и отклонения

Исследователи отмечают, что дискалькулия часто выглядит по-разному в разном возрасте, однако симптомы могут появиться уже в дошкольном возрасте. Распространенными симптомами дискалькулии являются:

  • Трудности с понимаем времени на стрелочных часах;
  • Неспособность понять финансовое планирование или бюджетирование, иногда даже на базовом уровне; например, оценить стоимость товаров в корзине покупок;
  • Трудности с таблицей умножения, выполнением расчетов в уме итд.;
  • Ошибки при написании, чтении и запоминании чисел;
  • Проблемы с различием между лево и право;
  • «Искаженное» чувство пространственного восприятия, или понимание формы, расстояния или объема, которое больше похоже на догадки, чем на реальное понимание;
  • Трудности с выполнением инструкций, расписанием и отслеживанием времени;
  • Трудности с мысленной оценкой измерения объекта или расстояния (например, находится ли что-то на расстоянии трех или шести метров);
  • Неспособность понять и запомнить математические понятия, правила, формулы и последовательности;
  • Плохая память на имена или лица;

Математические нарушения могут возникать в результате некоторых видов черепно-мозговых травм, и в этом случае правильный термин – «акалькулия» должен отличать ее от дискалькулии, которая имеет врожденное, генетическое или спровоцированное окружающей средой происхождение.

Акалькулия и дискалькулия

На школьном возрастном этапе приблизительно 5% малышей страдает такой дискалькулией, которая обнаруживается в неспособности производить любые операции по вычислению, не умении различать цифры и непонимании счета.

Синдром акалькулии зарождается при адекватном умственном формировании вследствие какого-либо недуга или травмы. Дискалькулия, прежде всего, характеризуется невозможностью овладеть арифметикой, а акалькулия – расстройством счетных операций.

Акалькулия являет собой приобретенный мозговой дефект, при котором утрачивается умение производить простейшие арифметические операции. Дискалькулия, в свой черед, характеризуется потерей возможности обучить ребенка математическим действиям. Часто этой проблеме сопутствует неспособность распознавать литеры. Нередко, акалькулию сопровождает дисфункция психики, вследствие чего у взрослых лиц повреждаются отдельные сегменты мозга, ответственные за операции счета и числа.

Акалькулия, что это такое и каковы ее причины? Ниже приведены основные виды акалькулии и причины возникновения.

Первичная акалькулия обнаруживается в результате повреждения затылочно-теменно-височных сегментов коры. При данной разновидности недуга индивид испытывает сложности в произведении простейших математических действий, не разумеет строение чисел, нередко путает арифметический знак.

На фоне психической дисфункции может зародиться вторичная акалькулия. При этой вариации недуга субъект может спутывать цифры, вследствие их похожести по написанию. Также могут наблюдаться сбои в операциях счета, совершаемых в уме. Такие субъекты не в состоянии правильно произвести счетное действие. Индивидов, страдающих анализируемым расстройством, нельзя относить к умственно отсталым. Таким индивидам сложно пересчитать деньги или запомнить цифры.

Формирование акалькулии наблюдается вследствие нарушений различных когнитивных процессов.

Виды акалькулии различают в зависимости от пораженной познавательной функции.

Вербальная разновидность недуга обнаруживается в неумении словесно обозначить математические понятия. Больной успешно может производить математические действия, но вербально назвать числа, символы, обозначить численность объектов не может.

Апраксическая вариация недуга выражается в невозможности посчитать предметы. Индивид не может произвести счет предметов и определить количественные характеристики.

Операциональный вид акалькулии заключается в потери умения выполнять математические действия.

Графическая разновидность описываемого нарушения обнаруживается в неумении записывать математические знаки и обозначения, а также правильно рисовать геометрические фигуры.

Дислектиксическая акалькулия состоит в утрате способности прочитать математические символы, сформулировать количественные термины.

Дискалькулия возникает еще на раннем возрастном этапе. Выражается она в неспособности малышей обучиться математическим операциям. Их мозг не воспринимает эту информацию. Данная проблема врожденного генеза и присутствует она всю жизнь. Часто такой дефект наступает вследствие генетической предрасположенности. Результатом становится умственная отсталость, поскольку крохи не в состоянии посчитать, определить правую или левую сторону, время, у них наблюдаются сложности с распознаванием геометрических фигур и букв.

Среди общих признаков дискалькулии выделяют следующие: неспособность совершать некоторые операции по вычислению, проблемы с распознаванием цифр (например, единица схожа с семеркой), сложности в элементарных вычислениях, обусловленные невозможностью определить символ или знак, объяснить математическую операцию.

Разновидности болезни

В зависимости от проявления различают множество видов акалькулии.

Вербальная

Характеризуется трудностями обозначения математический терминов, понятий и операций словесным способом. Вполне возможно, что пациент при этом прекрасно владеет арифметикой, но озвучить это не может.

Апраксическая

Личность не в состоянии самостоятельно определить число предметов, которые находятся рядом.

Дислектиксическая

Проявляется в том, что больной терпит поражения в попытках прочесть какой-то арифметический знак или символ. Считается, что данный вид расстройства способен передаваться на генетическом уровне.

Графическая

В этом случае название говорит само за себя, графическая акалькулия лишает личность возможности отображать математические операции в письменном виде. Такой человек не сможет даже начертить элементарную геометрическую фигуру.

Операционная

Во время операционного типа расстройства для пациента будет практически невозможным произвести арифметические действия: прибавлять, вычитать, делить и множить. Возможно, это проявится частично. К примеру, человек прекрасно справляется с вычитанием чисел, но никак не может их умножить.

Первичная

Ученые считают, что заболевания первичной акалькулии не имеет связи с нарушениями других психических функций. Она появляется из-за повреждения левого полушария разных зон коры головного мозга: лобной или теменной.

Читайте также:  Меню для ребенка из разных книг по детскому питанию

Лобная

Нарушение функционирования лобных долей мозга приводит к потере сознательной деятельности человека. Таким образом, личность не может производить точных математических операций.

Теменная

Возникает как потеря пространственного мышления. Соответственно, пациент не может осознать понятие «чисел» и все, что с ними связанно.

Вторичная

Это часть нейропсихического синдрома, уже существующего в личности. Она появляется в результате отсутствия способностей к целенаправленным умственным функциям. Вторичная акалькулия имеет несколько подвидов.

Оптическая

Разновидность, которая появляется из-за проблем с рецепторами зрения. Больной буквально не может отличить одну цифру от другой.

Виды расстройства

Различные механизмы развития нарушения обусловливают нарушения отдельных этапов работы с абстрактными символами. В зависимости от этого, выделяется несколько типов дискалькулии:

  • графическая – проявляется сложностями в письменном отображении математических символов и цифр, отмечается невозможность точного воспроизведения геометрических фигур,
  • практогностическая – связана с нарушенным пониманием абстрактных математических понятий, дети не могут перевести их в конкретные примеры, что затрудняет решение задач или объяснение выполненных математических действий,
  • лексическая – проявляется нарушенным чтением математических знаков и цифр, сохраняется способность воспринимать информацию и обучаться, слушая учителя или родителей, но отсутствует понимание учебного материала при самостоятельном чтении,
  • вербальная – выявляются нарушения восприятия математических понятий на слух и трудности с их называнием, при этом письменные задания выполняются легко,
  • операционная – проявляется нарушениями устного и письменного решения задач с математическими действиями,
  • идеогностическая – связана с невозможностью вести мысленные размышления и подсчеты без опоры на математические понятия, таким людям необходимо вести письменные записи, зарисовывать задачи или использовать палочки.

Вне зависимости от причин развития, отдельные типы дискалькулии могут сочетаться. Это приводит к усложнению восприятия информации и затрудняет освоение точных наук.

Лечение

Акалькулия требует терапии, основанной на устранение основной причины. Форма синдрома напрямую влияет на то, как будет осуществляться восстановление вычислительных способностей. Ответственность за это несут клинические психологи, дефектологи, специалисты нейропсихологии и психиатры. Терапия первичной формы

В данном случае ключевая цель представлена восстановление понимания чисел и их разрядной структуры. Среди наиболее эффективных методов следующие:

  • метод понимания разрядов;
  • метод действия с числами;
  • визуальный метод.

Специальные методики, в основе которых лежит визуальная память, принято использовать в тяжелых формах болезни. Это могут быть выложенные перед пациентом в ряд карточки с изображением количества предметов и соответствующими числами.

Игровая форма в случае с детьми приносит более ощутимый эффект. Например, под цифрой 4 на карточке будет изображено 4 книги.

Цветовая гамма предметов должна быть яркой и разнообразной, поскольку в процессе запоминания и восприятия цвет играет немаловажную роль.

Суть метода действия с числами заключается в необходимости пациента разбить любое число на максимум возможных вариаций. Палочки отлично подходят для выполнения данного упражнения. Например, пациенту предлагают разбить на возможные вариации число 7.

Все выполненные действия необходимо записать в дневник. Со временем можно избавиться от палочек и заменить их вербальным комментированием арифметической операции, если пациент будет делать успехи. Все счетные операции необходимо будет проговорить вслух, далее можно переходить на шепот и в результате человек учится считать в уме.

Если неспособность анализировать разряды чисел сопровождается нарушением их названия, актуально проговаривать все числа до 100, а работе дефектолога будет заключаться в появлении разницы между единицами и десятками.

Не менее эффективно упражнение, когда пациенту необходимо написать наименование числа под его названием. Например, под надписью триста сорок семь пациент должен написать 347.

Только первые 2-3 занятия проводятся в наглядно-образном стиле, после чего актуален постепенный переход на голосовое озвучивание процессов. У взрослых акалькулия легкой стадии корректируется более эффективно, нежели у детей.

Терапия вторичной формы акалькулии

При вторичной форме локация поражения головного мозга напрямую влияет на характер восстановления числового понятия и счета.

  1. Затылочные поражения требуют коррекции правильного написания и визуального восприятия. Наиболее эффективные методики – упражнение с двигательным бразом числа, манипулирование с задачами и числами, а также предметный счет. Не менее эффективен метод озвучивания, когда в уме пациент представляет число. Результат возможен при хорошо развитой зрительной памяти, воображения, а также при сохранном слуховом восприятии.
  2. Проблемы со слуховым восприятием чисел характерны при поражении височных зон. Специализированное терапевтическое восстановление в данном случае не актуально, поскольку нарушение несущественное.
  3. Префронтальные поражения требуют обучения пациентов простому пониманию чисел, постепенно вводятся арифметические операции, где в роли предметов выступают цифры. На завершающем этапе дефектолог вводит арифметические операции с последовательными действиями.

Пациент будет анализировать арифметические действия и за счет объективно-разрядного понимания числа, и за счет привычной предметной характеристики, если вводить манипулирование предметами наравне с числами.

От первичной предметной оценки к разрядной, пространственной характеристике можно перейти за счет переключения на внутреннюю программу сознания от внешних действий. Постепенно арифметические манипуляции восстанавливаются, как и их понимание.

Полезные советы детям с дискалькулией

  1. Решая математическую задачу, стремись ее зрительно представить, нарисуй ее содержание.
  2. Отведи максимум времени рассмотрению рисунков, чертежей, схем, которые иллюстрируют задачу.
  3. Громко прочитай задачу, пример или уравнение и прислушайся к звучанию, представляя все, что слышишь.
  4. Проси дать образец решения подобных заданий.
  5. Придумай жизненную ситуацию, где может быть применено такое решение. Или попроси взрослых помочь тебе.
  6. Больше и чаще пиши на листочках в клеточку. При выполнении заданий на отдельных рабочих листах выбирай те, на которых нет пометок, сделанных чужой рукой – это лишняя и ненужная зрительная информация.
  7. Отбрось страх перед цифрами, формулами, задачами и примерами. Более того, выдели много времени для того, чтобы выучить формулу или аксиому. Используй готовые или придумывай мнемонические фразы и системы запоминания.

Дискалькулия

Дискалькулия является специфическим нарушением обучения счету. Проявляется оно в дошкольном и школьном возрастах. Причинами данной патологии являются нарушения обработки зрительной памяти, внимания, абстрактно-логического мышления. Нередки случаи данного нарушения у детей из неблагополучных семей.

В обучении дискалькулия проявляется в невозможности запоминания условия задачи, планировании ее решения. Ребенок не способен организовать собственное время, что оказывает негативное влияние на его учебу.

Симптомы дискалькулии

  1. Ребенок не понимает структуру числа;
  2. Операции со сложными числами вызывают серьезные затруднения;
  3. Ребенку трудно сравнить количества предметов;
  4. Не может произвести цепочки арифметических действий;
  5. Не понимает смысла этих арифметических действий (сложив числа 3 и 45, может получить 388);
  6. Не может запомнить математические термины.

Причины дискалькулии

  1. Математическая фобия. Некоторые школьники имели негативный опыт обучения в прошлом, из-за которого у них появились неуверенность в себе и страхи перед математическими  примерами.
  2. Слабая обработка зрительной информации. При этом дети не могут правильно визуализировать математические ситуации и числа в задаче. Это нарушение называют еще «невербальные учебные трудности».

    Совместно с этими нарушениями наблюдаются нарушения в правописании и проблемы с почерком, хотя чтение и письмо при этом не страдают.

  3. Невозможность установить последовательность. Дети с такими нарушениями не способны запомнить факты и формулы, которые требуются для математических расчетов. Очень часто сопровождается нарушениями и в других областях (правописание, чтение).

Коррекция дискалькулии

Мероприятия по лечению данного заболевания проводят в школьных логопедических пунктах, в поликлиниках, детских специализированных учреждениях.

Для коррекции необходима совместная работа различных специалистов (логопед, невролог, психолог и другие).

Они проводят комплексный курс коррекции дискалькулии, развивают зрительно-пространственную мыслительную деятельность, способность программирования математических конструкций, логико-абстрактную деятельность. Формируют у детей процессы самоконтроля. 

Дискалькулия

Задать вопрос на форуме Ребенку перед школой ( в дет саду) поставили диагноз :Дислексия, дисграфия. Сейчас он в 5 классе. Учится плохо, памяти нет, со сверстниками плохо контактирует, уроки делаем вместе. Читать не любит…. (2)

Анастасия   25 сентября 2018 года Ответить Здравствуйте! Моя внучка в этом году пошла в школу. И выяснилось что с математикой у нас большие не может понять сложные и даже двузначные ,17 для неё это 1 и 7…

Елена   22 апреля 2017 года Ответить 1) сколько стоит курс дискалькСыну 8 лет, ВПШ, ставят РАС. урса 3) ваш специалист может прилететь к нам в Новосибирск Сыну 8 лет, ВПШ, ставят РАС. Занимаемся дисграфией сами, начало положил…

Елена   21 сентября 2016 года Ответить Доброго времени суток! У меня были проблемы с точными науками наверное, с первого класса. Были проблемы с быстротой чтения. Но с грамматикой и другими гуманитарными науками проблем не было. Мне… (1)

лилия   31 июля 2016 года Ответить Мой внук испытывает трудности о обучении, особенно, по математике. Ему 11 лет, он не может выучить таблицу умножения, не понимает как решать задачи. По другим предметам чуть получше…. (4)

лена   3 июня 2016 года Ответить Добрый день. Моя племянница, учится в 4 классе. Отстает от детей по математике и русскому языку. Считает по пальцам или по линейке, часто путает сложение с вычитанием, знает таблицу умножения, но… (2)

Татьяна   13 апреля 2016 года Ответить Здравствуйте! Моему сыну 7.9 лет, учится в первом классе. Состав числа успешно освоил до числа 6, правильно решает примеры, считает в уме. Дальше ему стало трудно. Состав последующих чисел дается с… (2)

Евгения   22 декабря 2015 года Ответить Моя дочь обучается в школе-гимназии во втором классе. Первый класс закончила на отлично, учитель ее хвалила. Дошкольную подготовку тоже прошла на высоком уровне. Во втором классе начались проблемы…

Татьяна   10 ноября 2015 года Ответить

Загрузить еще записи

Как лечить акалькулию, как избавиться от акалькулии

Сарклиник знаект, как лечить акалькулию, как восстановить нарушенные способности оперировать цифрами и арифметическими действиями в Саратове. Новые рефлексотерапевтические методы лечения акалькулии помогли избавиться от акалькулии многим наших пациентов. Эффективное лечение акалькулии дает отличные результаты, пациенты (дети и взрослые) восстанавливают способность считать, выполнять арифметические действия. На нашем сайте Вы можете бесплатно задать вопрос доктору и получить краткий ответ по лечению акалькулии.

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Похожие записи:

Детский церебральный паралич у детей, дети с дцп, лечение

Общее недоразвитие речи у детей, фонематическое онр: уровни, коррекция, лечение

Депрессия у подростков, детей, лечение депрессии в Саратове

Акатаграфия, лечение акатаграфии

СДВГ у детей: лечение, синдром дефицита внимания и гиперактивности

Комментарии () Написать комментарий Написать комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

Автор* Email* Введите сумму 4 + 4 Написать