Развитие ребенка в третий месяц жизни

Малыш, которому исполнилось 3 месяца, значительно изменяется не только внешне, но и эмоционально. Он вырастает, крепнет, его личико все больше разглаживается, взгляд становится осознанным, появляется мимика. Зная, какие физиологические и психологические особенности характерны для этого периода, родители могут оценить развитие ребенка в 3 месяца.

Что должен уметь ребенок в месяца

Достижения ребёнка в возрасте трёх месяцев можно считать значительными, по сравнению с предыдущими периодами. Забавный карапуз ежедневно радует родителей новыми навыками.

Физическая активность крохи возрастает:

  1. Малыш держит головку в положении лёжа на животике, а также научился делать это в вертикальной позе, когда мама держит его на руках или поддерживает под мышками. При этом ребёнок может опираться на кроватку или манеж ножками.
  2. У трёхмесячных деток хорошо получаются повороты на бок, а с бока – на спинку. Стоя с помощью взрослого, они уже не сгибают ножки в коленях.
  3. Совершенствуется моторика рук у малышей – они стараются потрогать и схватить каждый яркий предмет, который им попадается, при виде родителей, ребёнок, радуясь, вскидывает ручки.
  4. Познание мира у грудного малыша не может пройти без того, чтобы он не попробовал вещь на зубок – это игрушки, собственные кулачки и пальчики, так начинается предметное восприятие реальности. Ему нравятся блестящие, шуршащие объекты со световыми и звуковыми эффектами, поэтому следует обеспечивать его таким игровым арсеналом.

Детское зрение существенно усовершенствовалось. Карапуз может задерживать взгляд на отдельных предметах, довольно долго наблюдать за движущейся игрушкой, несколько минут рассматривать разные предметы. Благодаря формированию бинокулярного типа зрения, дети способны смотреть в одном направлении обоими глазками. Для того чтобы лучше видеть, лёжа на животе, они начинают приподниматься на предплечьях.

Большой скачок в развитие претерпевает слух ребёнка – он не только отличает разные звуки, но и может определять их источник. Дети безошибочно различают голоса папы и мамы, родственников, и даже интонации их речи.

Малыши и сами уже могут издавать разнообразные звуки, особенно, когда они в прекрасном настроении. Развитие их речевого аппарата выражается в длительном гулении, когда различаются отдельные буквы, общий звуковой поток уже может разделяться на хныканье, ворчанье, бульканье. Пройдёт немного времени, и родители смогут услышать первый детский лепет своего малютки.

Эмоциональный план детей неуклонно развивается – они оживляются и начинают радоваться при виде близких людей, игрушек, музыкальных инструментов. Но восторженные, положительные эмоции у них быстро сменяются на негативные чувства, если по каким-то причинам общение прекращено, или пропала любимая игрушка. Крик и плач может раздаться и тогда, когда ребёнку больно или у него температура.

Да, изменений в поведении малыша, достаточно, много, вот почему так важно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца. Для молодых, неопытных родителей при появлении первенца это, особенно, важно.

Основные принципы развития ребенка по Никитиным:

Уважение к ребенку

Развивая ребенка физически, самое главное, проявлять уважение к воле, желаниям и настроению ребенка. С первых дней жизни важно научиться понимать настроение ребенка, распознавать, что ему по душе, а что расстраивает.

Основные принципы развития ребенка по Никитиным:

В занятиях по физическому развитию, особенно необходимо учитывать настроение ребёнка, следить за его эмоциональным откликом. Если малыш зовет Вас с ним попрыгать — откликнитесь, вместе это делать гораздо интереснее. Но если он не хочет, то лучше не настаивать. Вы тоже без настроения не станете скакать и смеяться. Так?

В этом плане, методика развития по Никитиным существенно отличается от принципов динамической гимнастики, где желание ребенка не в приоритете. Минус динамической гимнастики в том, что в подсознании малыша закладывается понимание, что тобой могут манипулировать, вырабатывается привычка подчиняться.

Читайте также:  «Опять болит голова» — причины длительных головных болей у ребенка

Личный пример

Основные принципы развития ребенка по Никитиным:

Все, что применяете по отношению к ребенку, вначале испробуйте на себе. Продемонстрируйте ребенку, как это здорово и весело! Заразите личным примером!

Так, если решили начать обливать малыша холодной водой – облейтесь сначала сами на глазах у малыша! Поделитесь своими ощущениями, расскажите ему, что чувствуете. А потом и уговаривать не придется. Он сам попросит вас попробовать то-же самое! Личный пример – лучший мотиватор!

Настроение и желание родителей

Основные принципы развития ребенка по Никитиным:

Физическое развитие детей раннего возраста. Связь мамы, папы и ребенка в первые годы жизни колоссальная. Ребенок улавливает малейшее изменение в настроении родителей (особенно мамы). Поэтому, все манипуляции с малышом должны проводиться на позитиве.

Если вы считаете, что закаливающие процедуры — это не для вас и не для вашего ребенка, значит вы не готовы к таким действиям. Займитесь другими развивающими формами: плавайте, бегайте, играйте в футбол! Все что вы делаете должно приносить радость в первую очередь вам, а ребенок быстро перенимает это на себя. Без желания и хорошего настроения физическими нагрузками лучше не заниматься!

Чтобы развивать детей физически в раннем возрасте официальная медицина предлагает массаж, гимнастику и плавание. Но для полноценного развития этого мало.

Основные принципы развития ребенка по Никитиным:

Физическое развитие начинается с самого рождения. Главная задача родителей, обеспечить как можно больше движения ребенку с самых первых дней жизни.

В раннем возрасте, ведущей является скелетно-мышечная система, развивая ребенка физически – развиваем его всего, прежде всего интеллект. Предполагается огромная работа со стороны родителей, чтобы ребенок двигался как можно больше.

Как развивать ребенка с рождения чтобы он стал умным и успешным

Основные принципы развития ребенка по Никитиным:
  1. С первых дней жизни не ограничивайте ребенка в движении. Не надо тугого пеленания в дневное время, чаще оставляйте ребенка голеньким, чтобы он привыкал управлять своим телом.
  2. Во время кормления ребенок должен быть голеньким. Во-первых, это движение, во-вторых, при активном движении молоко усваивается лучше.
  3. Температура в помещении 18-20 градусов. Это обеспечивает комфортное состояние для малыша. Холод очень важен для восстановления физиологических сил ребенка. Не надо бояться холода, стремление к комфорту – стремление затормозить развитие малыша.
  4. Легкая одежда.Основное время ребенок должен быть раздетым. Благодаря этому, он хорошо двигается, хорошо сосет грудь. Когда укладываем спать, тогда можно укрыть и согреть, особенно пяточки малыша.
  5. Не бойтесь своего ребенка, он крепче чем это кажется. С малышом обращаться необходимо энергично, как с крепким, здоровым человеком. Не надо бояться лишний раз притронуться. Энергичное обращение необходимо в течении всего дня, при каждой манипуляции с ребенком (переодевание, мытье, вынимание из кроватки). При этом важно участие самого малыша, все делается с его согласия. Он должен отвечать и физически, и эмоционально.

Активное движение активизирует умственные процессы, формируется связь между мозговым и двигательным центрами.

Даже без специально выделенного времени можно отлично тренироваться!

Помогаем малышу правильно развиваться

В возрасте 3 месяцев малыш уже сравнительно много времени проводит в состоянии активного бодрствования, так что есть время для развивающих игр и упражнений. Конечно же, занятия носят примитивный характер и проводятся в процессе повседневной деятельности и во время ухода за малышом.

Развиваем двигательные способности

В 3 месяца малышу необходимо делать не только гимнастику и массаж, но также нужно уже заниматься развитием его двигательных способностей.

Помогаем малышу правильно развиваться

Тренируем хватательный рефлекс

Предложите ребёнку взять в руку яркую погремушку. После того как он стиснет её в кулачке, необходимо слегка потрясти руку крохи, чтобы игрушка зазвенела. А если ребёнок уже хорошо берёт игрушки в руку, то есть возможность позаниматься с ним, передвигая погремушку и предлагая взять её с разных сторон.

Для игр с малышом лучше использовать яркие, привлекающие его вниманиепогремушки

Помогаем развитию двигательной активности ручек и ножек

Хорошо разместить над кроваткой очень звонкие погремушки или колокольчики. Можно показать малышу, как вращается и звенит игрушка, достав рукой и ногой ребёнка до неё. Тем самым мы помогаем развитию двигательной активности, потому что детки быстро запоминают эту игру и принимаются бить по погремушкам изо всех сил.

Читайте также:  Перинатальная энцефалопатия у новорожденных

Когда ребёнок пытается достать игрушку, происходит развитие двигательной активности рук

Помогаем малышу правильно развиваться

Учим переворачиваться со спины на живот и обратно

Необходимо формировать и укреплять это умение. Для этого надо подложить руку под плечико лежащего на спинке младенца и, раскачивая его, повернуть набок. А потом, слегка подтолкнув кроху, дать ему перевернуться на живот.

Помогаем малышу ползти

В три месяца уже можно научить кроху ползать. Для этого его нужно уложить на твёрдую плоскость и поставить перед ним яркую игрушку. Тем самым мы стимулируем ребёнка. В то же время создаём опору, приложив руки к ступням малыша. Таким образом мы помогаем ему оттолкнуться, поползти и добраться до игрушки.

Чтобы малыш совершил первые шаги ползком, его нужно уложить на твёрдую плоскость и положить перед ним яркую игрушку

Подготавливаем мышцы к сидению

Помогаем малышу правильно развиваться

Ребёнка надо положить на спинку, взять за ручки и потихоньку приподнять верхнюю часть туловища, а затем, не торопясь, опустить обратно. Это движение похоже на качание пресса. Со временем малыш будет самостоятельно хватать вас за руки и подтягиваться.

Потихоньку приподнимая и опуская верхнюю часть туловища ребёнка, мама развивает его мышечный аппарат

Развиваем сенсорные способности: с чего начать

Сенсорное воспитание — это залог умственного развития ребёнка. Поэтому необходимо формировать сенсорные способности с самого раннего возраста.

Тактильное восприятие

В трёхмесячном возрасте знакомство с окружающим миром состоит прежде всего с тактильных ощущений. Поэтому необходимо приобретать игрушки из разных материалов: ткани, шерсти, меха, пластмассы, дерева и т. д. Отличаться они должны и по цвету, и по форме. Если малыш не берёт игрушки самостоятельно, то следует вкладывать их ему в руки.

Можно знакомить кроху с новыми ощущениями, сделав развивающий коврик из кусочков разных материалов

Зрительное восприятие

Как и ранее, ребёнок в 3 месяца продолжает наблюдать за передвигающимися игрушками. Специалисты рекомендуют увеличивать амплитуду перемещений, их расстояние и направление. Благодаря таким занятиям поле зрения крохи будет увеличиваться. На этом этапе развития дети сосредотачивают взгляд намного лучше, чем раньше. Можно поиграть в «прятки». В скором времени вы обратите внимание, что малыш не отводит взгляд от предмета, за которым вы спрятались. Он будет ждать вашего появления оттуда, где видел вас в последний раз. Можно прятатьи игрушки.

Слуховое восприятие

Пытайтесь как можно чаще повторять звуки, которые издаёт ребёнок. Очень хорошо, если это будут делать все ваши близкие. Тогда младенец будет понимать, что одинаковые звуки можно произносить разными голосами. А в скором времени ребёнок уже будет повторять за вами.

Рассказывайте ему, чем сейчас занимаетесь, что будете делать потом. В общем, общайтесь с малышом, как со взрослым.

Помогаем малышу правильно развиваться

Включайте ему музыку. Она должна звучать тихо. Отдайте предпочтение классическим мелодиям. Хлопайте в ладоши под музыку. Пойте сами, малыши очень любят, когда мама поёт им песенки. Ничего не заменит исполненную мамой колыбельную на ночь.

Учите ребёнка находить источник звука. Позвоните погремушкой или колокольчиком рядом с малышом, если он повернул головку в правильном направлении, можно отойти немного дальше или в другую сторону.

Что умеет ребенок к концу месяца жизни

  • Малыш на руках у взрослого в вертикальном положении уже в состоянии следить за игрушкой в течении 30-40 секунд, поворачивать головку на 180о. Он активно следит за неподвижным или движущимся предметом, за лицом разговаривающего с ним взрослого. Но движения глаз координирует еще плохо.
  • Многие малыши могут косить глазками, что естественно в таком возрасте. К 4 месяцу это исчезает. Особенно хорошо малыша развлекают подвижные игрушки, которые легко и плавно раскачиваются в воздухе. Важно, чтобы на игрушке было несколько четких деталей. Идеальное расстояние до игрушки 30-50см. Больше всего малыши любят круглые предметы, а их любимый цвет – красный, который запомнился еще со времени внутриутробного развития.
  • К концу 3 месяца, лежа на животике, малыш уже умеет опираться на предплечья и поднимать головку на 2-2,5 минуты.
  • Такая поза передоставляет крохе новые возможности развития! Он с интересом оглядывается и воспринимает окружающий мир под другим углом зрения. Более полная подвижность головки является для него большим неврологическим достижением!
  • На 10-12 неделе наиболее подвижные малыши начинают переворачиваться со спины на животик.
  • В этот период развивается так называемая «стабильность корпуса”, которая является основной предпосылкой для первых произвольных движений ребенка и основой для самостоятельной активности.
  • Пока малыш еще чаще всего лежит на спине, поскольку именно из этого положения ему потом будет удобнее всего садиться.
  • К концу 3 месяца кроха начинает все больше ощущать свое тело. Присмотритесь к нему – он лежит прямо на спинке, но при этом его носик, подбородок, грудина, пупок и лобковая кость образуют прямую линию. А ручками он играет перед своим лицом, рассматривает свои пальчики, ножки согнуты и немного подянуты к пупку.
  • Ярко выражен комплекс «оживления» в ответ на обращенную к нему речь.
  • Малыш очень активно ищет глазами источник звука, улыбается в ответ на вашу улыбку. Эта улыбка уже называется «социальной”, потому что она возникает в ответ на человеческое лицо. Это огромный шаг крохи в области межчеловеческих отношений!
  • В конце 3 месяца у малыша должен исчезнуть рефлекс Моро.
  • Обратите внимание, что теперь, при внезапном воздействии света и звука, ваш малыш не будет несвязно сучить ручками и ножками. Играя с ручками, кроха одновременно сгибает и ножки.
  • На 8-12 неделе исчезает и рефлекс хватания. У крохи возникает сознательное произвольное хватание.
  • Примерно с 10 недели малыш начинает увлеченно играть со своими руками, перебирать пальчиками. Он пытается удержать игрушку, стремится что-то потрогать своими руками. Так создается связь между зрением и действием. Конечно, малыш не сразу сможет захватывать сам игрушку. Этому он научится постепенно.
  • При поддержке малыша под мышки, он уже уверенно опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ступнями ножек, согнутых в тазобедренных суставах.
  • Малыш хорошо реагирует на звуки.

Общественное и эмоциональное развитие малыша

В 3 года и 3 месяца ребенок становится более самостоятельным психологически и физически. Вы можете начать сталкиваться с истериками, если оставите его в детском саду либо с няней. Также повышается уровень социальной активности. Теперь чадо умеет правильно общаться со своими сверстниками, ругаться и мириться с ними, ряд действий строится логически и уже простые детские проблемы решаются самостоятельно без посторонней взрослой помощи.

В этом возрасте ребенок должен начать подражать взрослым и друзьям, а также проявлять привязанность к близким. Идентифицировать предметы на «мое» и «его/ее». Также должны проявляться всяческие эмоции, теперь малыш должен показывать широкий спектр, чтобы развивалась фантазия. Для развития данного навыка родители могут устраивать с малышом импровизированные спектакли, демонстрировать различные эмоции и прочее.

О физическом развитии

Физическое развитие ребенка

Чтобы узнать о двигательных навыках пятимесячного ребенка, а также об интересных игровых занятиях, помогающих эти навыки развивать — прочитайте нашу статью « »

Массаж и гимнастика

Обязательно почитайте статью , в ней очень подробно рассказывается о методике профессионального детского массажа и гимнастики.

Закаливание

Чтобы узнать, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами — читайте статьи: « », « », « » . Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.

Ура! Нам 3 месяца! Вот уже целых 12 недель малыш приспосабливается к новой обстановке и радует родителей своими достижениями. Развитие ребёнка в 3 месяца наиболее ускорено по сравнению со всеми остальными периодами первого года. Это этап активного роста (до 3 сантиметров) и максимальной прибавки в весе (до 1 килограмма). В этом чудесном беззубом возрасте у малыша уже должен почти закрыться малый родничок.

Если малышу стукнуло 3 месяца, значит в его достижения входит достаточно много навыков.