Особенности поведения детей при синдроме Аспергера

Когда вы встречаете ребёнка с синдромом Аспергера, можно сразу обнаружить две вещи. Он не отстаёт в развитии от других детей, но у него имеются проблемы с социальными навыками. У такого ребёнка наблюдается тенденция к навязчивой концентрации на одной теме или к воспроизведению одной и той же манипуляции снова и снова.

Причины возникновения аутизма

До сих пор ученые не могут сказать однозначно, что вызывает аутизм. Дети с этим диагнозом рождаются в обычных семьях, в которых чаще всего никогда не было подобных случаев. Не выявлено и связи с какими-то заболеваниями или особенностями строения головного мозга. Тем не менее специалисты сходятся во мнении, что генетика играет важную роль в развитии аутизма, но это не гены, передающиеся по наследству, а мутации или комбинации генов, формирующиеся на разных этапах развития. Признана роль и внешних воздействий, считается, что они могут быть пусковым механизмом при наличии генетической предрасположенности. Это, например, инфекции, токсические воздействия, стрессы.

Синдром Аспергера: краткий обзор

  • симптомы: Первые признаки о возрасте до 3 лет, часто задержка моторного развития, неловкость, стереотипное поведение, низкая способность к взаимодействию, небольшие выражения лица, часто разговор с самим собой. Часто заметны «особые интересы».
  • Причины, факторы риска: вероятно у.а. генетически, часто более высокий возраст родителей. Инфекции и заболевания, а также лекарства при беременности, преждевременных родах.
  • диагноз: подробная история болезни (обзор семьи и семейной истории), зарубежные наблюдения, психиатрические и неврологические обследования
  • Аутизм тесты: Австралийская шкала синдрома Аспергера (ASAS), график диагностического наблюдения аутизма (ADOS), коэффициент аутистического спектра (AQ) и коэффициент эмпатии (EQ)
  • Предупреждение: Тесты позволяют только приблизительную оценку. Диагностика сложна особенно у взрослых.
  • лечение: не излечим, но можно оказать благоприятное влияние на страдания и социальное взаимодействие. В. а. Поведенческая терапия, тренинг общения, поддерживающая трудотерапия, физиотерапия

“Часами смотрел, как пироги пекутся в духовке”

В первом классе, когда мы стояли в линейку, рассказывая по очереди стихи, я настолько стеснялся поднять руку и попроситься выйти, что просто описался в штаны. Под левой ногой образовалась лужа, Сережа – мой друг детства – с удивлением смотрел на нее, и потом, развлечения ради, начал в ней шлепать ботиночком.

Когда меня поднимали на уроке или вызывали к доске, я стоял и молчал, потому что не знал, что ответить. Даже если я знал предмет, я как будто терял дар речи.

Евгений Гордеев

Я был очень привязан к родителям, и лет до 12 прожил со страхом, что меня хотят бросить. Что вот сейчас я выйду из комнаты, вернусь, а родителей нет. Или вот мама говорила: “Постой-ка в очереди, я сейчас вернусь” – и я начинал думать, как буду оставшуюся жизнь без нее.

Я не выпускал мамину юбку, мог часами смотреть на то, как пекутся пироги в духовке, монотонно читать нараспев книги.

Все, что мне попадалось в руки, я сразу же разбирал. Мне было интересно, как все устроено. Папа как-то раз подарил мне игрушку в виде гриба (пенный материал, да, такие вот игрушки в СССР), и первое, что я сделал — оторвал шляпку, чтобы посмотреть, что же внутри.

Моей любимой игрушкой был “Лего”, а в 9 лет я проектировал дачу, читая подробные архитектурные книги. К слову, “Лего” – это не игра, это конструктор.

В 10 лет, когда я перевелся в другую школу, где никого не знал, после официальной части первого сентября просто стоял у подоконника и плакал. Я не мог ни с кем заговорить. Леша Образцов тогда подошел, спросил: “Тебя обидел что ли кто? Хочешь, мы его сейчас найдем и побьем? Кто обидел, скажи?”

Моими лучшими друзьями были откровенные ботаники, с кем мы могли что-то мастерить. Точнее так: те, с кем я мог что-то строить, были самыми интересными людьми.

Я не мог запомнить ни одной даты на уроках истории, не получалось учить стихи, географические карты для меня были как узоры просто. Зато математика, геометрия, физика и химия мне давались легко.

Читайте также:  На что указывают легкие диффузные изменения БЭА головного мозга

К слову, учебник по химии я украл из библиотеки за четыре года до того, как этот предмет должен был начаться. А после уроков любимым занятием было изучать в аптеке названия различных средств, из которых можно что-то “схимичить” и желательно, чтобы бахнуло.

Я лютой ненавистью ненавидел советскую школу. Каждый день я шел в нее как на собственные похороны. Переживал за каждую оценку, но ничего не мог поделать — многие предметы мне просто не давались. В ответ учителя твердили, и часто с насмешками, что я просто плохо стараюсь, ведь остальные вон все могут. И они не виноваты, эти серые лица профнепригодных сотрудников устаревшей системы образования.

Я же просто чувствовал себя ужасно, потому что был не таким, как все. Таким, который должен все это знать и уметь. На мой ответ у доски, что “мне надо подумать, я так быстро не могу”, учителя обычно ставили неуд.

— Раньше надо было думать, Гордеев, садись!

Синдром Аспергера: симптомы, причины и лечение

Синдром Аспергера – это нарушение развития, которое выражается в отсутствии социальной взаимосвязи с обществом, однотипными, зажатыми интересами, шаблонными действиями.

Синдром сопровождается физической неловкостью, сложностью истолковывать обычную мимику, жесты. Это врожденное состояние на всю жизнь. Большая численность «аспергеров» обладают колоссальным IQ.

Должная поддержка и одобрение поведения предоставляют личности все шансы вести полноценную жизнь.

Особенности патологии

Синдром впервые обрисовал педиатр из Австрии – Ганс Аспергер (Hans Asperger) в 1944 году, он употребил определение «аутистическая психопатия». Сегодняшнее звучание недуга, прописано психиатром Лорной Уинг (Lorna Wing) в ее работе 1981 года.

Множество разнообразных моментов остается «за кадром», конкретная причина возникновения синдрома неведома. Не существует полного излечения болезни Аспергера, специалистами определены лишь методы поддержки.

Синдром Аспергера считается обособленной формой аутизма

Симптомы заболевания

Выделяют основные болезненные проявления:

  1. Трудное социальное взаимодействие. Больные часто бывают буквальными, без эмоций. Они не понимают шуток, анекдотов, значения метафор. Пациенты немногословны, часто погружены «в себя», не могут своевременно начать, закончить разговор, вкусная еда ассоциируется с употреблением помоев.
  2. Сложности эмоционального мировосприятия. Такие люди редко поддерживают дружбу, могут начать неприемлемую тему разговора, отличаются некорректным поведением, бывают замкнутыми.
  3. Отсутствие воображения, восторга, чувственности. Пациенты не предвидят итога ситуации, упускают послания через мимику и намеки, заняты четко последовательной, цикличной деятельностью.

Все это создает сложности при общении с другими людьми, что влечет за собой тревогу, беспокойство, замешательство. Присутствует незначительная схожесть с аутизмом.

Синдром Аспергера: симптомы, причины и лечение

Определены основные симптомы у взрослых, страдающих синдромом Аспергера:

  • пациенты соблюдают некие порядки и правила, настаивают на их выполнении, упорно действуют по одному шаблону. Возвращение домой другой дорогой может привести к замешательству, ступору;
  • одержимая увлеченность делом, хобби. «Аспергеры» с головой погружаются на изучение своего предмета обожания, развивают свои способности так, что могут заниматься любимым делом;
  • сенсорная чувствительность заключаются в звуках, увиденном изображении, резком вкусе продуктов или напитков. Тревогу может вызвать громкая музыка, яркий свет. Людям тяжело дается восприятие собственного тела.

Точный механизм, запускающий синдром Аспергера, до сих пор является объектом споров мировых ученых и психологов

 Осложнения патологии

Страдающие синдромом Аспергера подавлены своим внутренним состоянием психического расстройства. Это может привести к таким последствиям:

  • социофобии, сходной с паранойей, сопровождающейся страхом;
  • биполярному расстройству – два поля, одно возбуждено и активно, второе – пассивно в депрессии;
  • шизофрении – что-то манипулирует сознанием человека, заставляет исполнять любые приказания;
  • паранойе – дезинформирует обладателя, подпитывается чувствами тревоги, боязни;
  • селективной мутации – больной живет среди шумных, назойливых людей, посещает развлекательные учреждения;
  • тревожности, пробуждающей страх, беспокойство;
  • посттравматическому стрессовому расстройству – жертва катастрофы или аварии постоянно переживает неприятное событие у себя в голове;
  • обсессильно-компульсивному расстройству, проявляющемуся навязчивыми идеями, выполнением одного ритуала многократно;
  • депрессией, поселяющей на душе тяжесть и подавленность, поглощающей позитивные эмоции человека;
  • тревожным расстройством личности;
  • пограничным личностным расстройством;
  • диссоциативным расстройством, выражающимся во множественном безрассудстве.

Основная проблема людей с синдромом Аспергера – это коммуникативные дисфункции

Диагностика и причины заболевания

Научным путем не установлена конкретная причина возникновения синдрома Аспергера, он все еще исследуется.

На данном этапе выявлено его сходство с расстройством аутистического спектра – психологического состояния, которое первоначально проявляется к 4-11 годам жизни, нарушая функцию центральной нервной системы.

Приблизительно 1% жителей Земли живут с такими особенностями. Диагноз, который установлен своевременно и правильно, позволяет снизить болезненное потрясение у детей и семьи.

Читайте также:  Как выйти из депрессии самостоятельно: методы без лекарств

Клинические проявления

Клинические проявления заболевания разнообразны. Диагностикой болезни занимается невролог или психиатр. Специалисты выделяют следующие симптомы:

  • эмоциональная сфера выражена слабо. Дети равнодушно относятся к новым игрушкам или праздникам. Улыбаются и смеются редко. При этом преобладают негативные эмоции: агрессия, раздражительность и тревожность. Их приступы быстро проходят и ребенок становится спокойным;
  • сфера интересов ограничена — ребенок занимается чем-то одним, вплоть до одержимости. Например, при сборе пазла он не оставит его до тех пор, пока полностью не соберет. В период обучения в школе больные концентрируют внимание на одном предмете, а информацию по остальным игнорируют;
  • на начальной стадии болезни родители могут выявить скудность мышления, частое повторение простых действий и слов. Дети с заболеванием редко выбирают игры, где необходимо придумывать события и героев;
  • в характеристике ребенка родители и педагоги отмечают его замкнутость и отсутствие близких контактов с другими людьми. Ребенок может проявлять агрессивность или равнодушие к детям и взрослым. При этом смущение или стеснительность отсутствуют;

Дети с синдромом Аспергера имеют физические особенности, отличающие их от сверстников. Они неуклюжи, могут разливать жидкости и ронять предметы. При работе с бисером, пластилином и другими небольшими деталями отмечается нарушение мелкой моторики.

Как проявляет себя этот синдром

Проявления синдрома Аспергера можно заметить у ребёнка примерно с трёх лет, до этого малыш может развиваться вполне нормально: он в положенный срок обучается речи, моторика тоже соответствует возрасту. А вот в дальнейшем же могут проявляться следующие признаки болезни:

Симптомы синдрома Аспергера

  • Нарушения в отношении сенсорики. Такие проявления заболевания не слишком часты, да и на фото их не обнаружить, но порой можно наблюдать обострённое восприятие слуха, зрения и других чувств. Шум, слишком яркий свет, слишком сильные запахи – все эти вещи, незаметные для обычного человека, становятся пыткой для людей с подобным синдромом.
  • Нарушения сна. Некоторые люди, страдающие данным заболеванием, отмечают, что их часто мучает бессонница, а сон нередко беспокойный, часто появляются кошмары.

Выше были перечислены наиболее характерные для синдрома Аспергера симптомы, однако это не значит, что они должны проявляться все сразу, или же то, что только этим списком признаки синдрома Аспергера и ограничиваются. Однако если множественные признаки указывают на вероятность наличия этого заболевания, то необходимо обратиться к врачу для обследования и комплексного лечения.

Лечение

Коррекция и наблюдение людей, которые страдают данным синдромом, проводится врачом-психиатром. Он может определить тактику лечения и необходимые методы терапии в каждом удобном случае. Часто с лечебными целями используются различные тесты и тренинги, которые помогают адаптировать человека к жизни в социуме.

Характер психотерапии в этом случае – педагогически-психологический, позволяющий людям, страдающим синдромом Аспергера, смириться со своим диагнозом, научиться жить с ним, устранить страх и тревогу, завести полноценную семью.

В данном случае лечение синдрома Аспергера медикаментами практически не используется, так как они могут провоцировать сильные побочные эффекты и назначаются только тогда, когда синдром сопровождается дополнительными заболеваниями, такими как депрессия и нервоз.

Прогноз

При синдроме Аспергера прогноз является благоприятным или относительно благоприятным. Зависит он от того, когда был поставлен диагноз и приняты необходимые меры. Бывает так, что синдром Аспергера у взрослых проявляется сам по себе. Около пятой части людей по мере взросления сами лишаются этого диагноза. Также в истории известны случаи, когда люди, у которых был диагностирован аутизм – синдром Аспергера, становились гениальными учеными, знаменитыми математиками и даже получали Нобелевскую премию.

Характерное поведение ребенка с синдромом

Достаточно часто дети с синдромом Аспергера выступают инициаторами общения с другими людьми. У них есть потребность в коммуникации, однако полноценно реализовать ее дети не могут. Нередко родители могут наблюдать следующую ситуацию: ребенок самостоятельно заводит разговор и увлекает в игру другого малыша на детской площадке, однако спустя некоторое время прекращает это занятие и уходит.

Интересная особенность поведения пациентов заключается в том, что, если инициатором общения станет другой человек, ребенок постарается всячески избежать контакта. Общение возможно только тогда, когда сам ребенок этого хочет, испытывая потребность, например, что-то спросить, или взять игрушку у другого малыша.

Характерное поведение ребенка с синдромом

Во время разговора ребенок демонстрирует отсутствие эмоций. При синдроме Аспергера мимика достаточно скудная, жесты и прочие проявления эмоций при разговоре отсутствуют. Еще одна особенность пациентов с этим нарушением – непринятие этикета, что выражается в перебивании собеседника посередине фразы.

Дети демонстрируют отсутствие творческого мышления, предпочитают игры с четким алгоритмом действий.

Лечение и прогноз

Важными факторами успеха лечения является тёплый семейный климат, всесторонняя поддержка больного, активное участие родственников в социализации пациентов, доверие врачу. Важно раннее развитие коммуникативных способностей, обучение и профессиональная подготовка пациентов. Для компенсации моторного недоразвития назначают лечебную физкультуру.

Читайте также:  Перинатальная энцефалопатия у новорожденных

Симптоматическое лечение Синдром Аспергера

Быстрый переход по странице

Состояние, называемое по имени психиатра и детского врача из Австрии, Ханса Аспергера, может встречаться в любой стране и культуре, у пациентов любого вероисповедания и социального происхождения. С равной частотой это уникальное явление может встречаться как в полярной яранге коренных народов Севера, так и во дворцах британских аристократов.

Это состояние не является соматическим заболеванием, таким, как инфаркт или астма. С другой стороны, синдром Аспергера и не является психической болезнью, как шизофрении или биполярное расстройство. Эти люди, которые сами себя называют в англоязычных странах «аспи» — уменьшительно-ласкательно от названия заболевания – согласитесь, интересный контингент. И это действительно так. Эти люди практически нормальны, и не могут быть ущемлены или лишены своих законных прав, но им просто трудно наладить быстрое и полноценное взаимодействие с другими людьми.

Например, каждый из нас сразу, «на лету» схватывает позу, мимику и жесты другого человека. У пациентов с синдромом Аспергера это не выработалось с детства, и поэтому такая особенность развития личности приводит к развитию апраксии (расстройству практических навыков), дизлексии (расстройству восприятия чтения), а в детстве может манифестировать «модный» синдром гиперактивности и дефицита внимания. Все это может затем, «по жизни» при вести к тревожности, повышенному уровню депрессии и беспокойству. Однако, эти пациенты обладают достаточно высоким интеллектом. Какое же определение дает синдрому современная медицинская наука?

Level up

Нужно понимать, что аналогичные проблемы происходят у ответственных сотрудников на всех уровнях организационной структуры компании. Разберём вопрос, какие действия может/должен предпринимать руководитель для минимизации влияния таких проблем на производительность отдела.

Что стоит делать тимлидам и руководителям проектов в случае предполагаемого синдрома самозванца у сотрудников?

Руководителю очень важно уметь вовремя обнаруживать наличие проблемы самозванца в своей команде и уметь оказывать в этом случае грамотную поддержку. Это может существенно оптимизировать работу и избежать множества факапов.

Замечание для руководителей с авторитарным стилем управления

Увольнение сотрудника, который кажется неподходящим, всегда видится как самый простой путь решения проблем, однако у простых решений зачастую бывают сложные последствия. Принципиально ограничивая работу отдела разработки культурой и политиками компании, руководитель отдела теряет возможность применять и использовать компетенции (каждая из которых даётся ценой определённых компромиссов и чуткого отношения к личным особенностям сотрудников), которыми текущий отдел не обладает. Подобное ограничение сходит с рук в ситуации избытка рабочей силы на рынке труда, но смертельно в ситуации её недостатка.

Итак, если вы, как руководитель, заподозрили синдром самозванца у вашего сотрудника, перед вами стоит, в первую очередь, задача давать этому специалисту адекватную обратную связь по его работе:

  • Когда вы разбираете ошибки и баги в работе сотрудника, постарайтесь способствовать формированию представления о том, что сами по себе ошибки – это нормально. Покажите, что опытные и уважаемые специалисты также ошибаются, это часть нашей работы. Старайтесь разбирать причины трудностей без упора на личные качества разработчика, выделяя то, что было сделано правильно. В идеале, стоит искать системные решения аналогичных проблем (чёткая постановка задачи, регрессионное тестирование, работа над процессами CI/CD), поскольку такие же проблемы могут встречаться в дальнейшем у других разработчиков, включая вновь нанимаемых.

    Важна не сама по себе ошибка, а реакция на неё. Проявите энтузиазм, помогая, при необходимости, разработчику переформулировать проблемы в постановку целей для развития.

    Аналогичным подходом желательно руководствоваться также на более высоких уровнях принятия решений. В целом, имеет смысл идентифицировать системные проблемы функционирования отдела, поскольку зачастую более целесообразным решением будет выстраивание процессов раннего обнаружения проблем, нежели снижение уровня обязанности по идентификации проблем до уровня отдельных сотрудников.

  • Старайтесь замечать реальные достижения сотрудника. При этом важно понимать, вспоминая об описанном выше примере одаренных детей, что перехваливать зачастую тоже неправильно, потому что похвала может начать восприниматься как формальность. При оценке успеха можно использовать позитивные сравнения: «слушай, то, что ты придумал – действительно здорово, ведь никто до тебя до этого не додумался». Попробуйте разобрать и показать сотруднику, что именно он сделал круто. Предположите, какими уникальными навыками он может обладать, раз решил такую задачу.