Логоневроз у детей: причины, симптомы и лечение

Если человек заикается, то это проблема со здоровьем, которую требуется решать уже при появлении первых симптомов. Патологический процесс чаще развивается в детском возрасте, имеет затяжной характер. Заболевание официально называется логоневрозом.

| Заикание, Логоневроз, запинки в речи

Заикание у детей – расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, ом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями.

Нейрологопедические занятия по коррекции заикания в нашем центре могут строиться на основе различных авторских методик: Чевелевой, Власовой и Рау, Шкловского, Волковой, Мироновой и др.

Основными приемами логопедической работы при заикании являются дыхательно-ая гимнастика, релаксация напряженных артикуляционных мышц, речевые упражнения по ритмизации речи, нормализации ее темпа, выработке выразительной речевой интонации, логоритмические занятия.

Дети с заиканием, логоневрозом и даже запинками в речи должны быть обязательно обследованы нейропсихологом и логопедом.

Грамотная  коррекция заикания, которая приводит к устойчивым результатам обязательно должна включать  нейрокоррекционный комплекс мер (нейропсихологическую коррекцию, нейроакустические программы) и систему «правильных» логопедических занятий.

Заикание у детей – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры.

Нужно обязательно помнить, что кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других – с органическим поражением ЦНС. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний из области неропсихологии и развития зон головного мозга.

Именно там лежит корень проблем с запинками в речи.

В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе  запинок, выделяют 2 формы заикания у детей: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Невротическое заикание у детей является функциональным расстройством; неврозоподобное связано с органическим поражением нервной системы и мозга.

В самых крайних случаях из-за заикания речь и коммуникация становятся практически невозможными. Степень тяжести заикания может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях.

В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей:

  • волнообразный (заикание усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но не исчезает);
  • постоянный (заикание имеет относительно стабильное течение)
  • рецидивирующий (заикание возникает вновь после периода речевого благополучия).
| Заикание, Логоневроз, запинки в речи

У детей, страдающих заиканием, часто выявляется энурез, ночные страхи, повышенная тревожность и ранимость. Поэтому игнорировать запинки и «запускать» эту проблему ОПАСНО.

Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с токсикозами беременности, гемолитической болезнью плода, внутриутробной гипоксией и асфиксией в родах, родовыми травмами – и всё это в последствие может привести к заиканию и запинкам в речи.

Развитию заикания более подвержены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией.

Увеличение частоты случаев заикания напрямую связывается с внедрением в повседневную жизнь компьютерных игр, различных компьютерных технологий, обрушивающих огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей.

Следует помнить, что процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей.

К непосредственным причинам заикания у детей также относят одномоментные психические потрясения или длительные травматизации психики.

К возникновению заикания у детей может привести подражание заикающимся,  перегрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости. Специалисты указывают на связь заикания у детей с левшеством, другими речевыми нарушениями (дислалией, тахилалией, дизартрией, ринолалией). Вторичное заикание у детей может возникать на фоне моторной алалии.

В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно. Неврозоподобное заикание у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3-4 лет, т. е. в период становления фразовой речи.

У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны.

Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия, дислексия и дискалькулия.

Течение неврозоподобного заикания у детей относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью.

Стадии невроза

Невроз в своем развитии проходит 3 стадии:

  1. Невротическая реакция. Непродолжительная стадия, в большей степени зависящая от темперамента. Характеризуется стереотипной реакцией человека на конфликтную ситуацию.
  2. Невротическое состояние. Реакции влияют на жизнь человека, повторяются, формируются невротические черты характера (тревожность, демонстративность, плаксивость, обидчивость).
  3. Невротические изменения в поведении. Собственно, то, что становится видно невооруженным глазом, странные действия человека. Невротическое развитие личности, вызванное длительным неврозом.

Логоневроз из-за невроза

Доброго дня, дорогие читатели! Когда у малыша проявляются проблемы с речью, родители показывают его врачу. Но порой, из-за волнения, бывает сложно понять сразу, о чём говорил специалист. Поэтому, добрая часть взрослых, придя домой, обращается за разъяснениями к интернету. Приходиться перерыть не один десяток статей, прежде, чем разберёшься. Я решила вам помочь!

Читайте также:  Нехватка витаминов и минералов и болезни. Таблица

И сегодня расскажу, чем отличаются невротическое заикание и неврозоподобное заикание. А так же опишу их особенности.

Виды заболевания

Виды напрямую зависят от причин возникновения болезни. Если вы изучали информацию или уже посетили врача, наверняка встречали такие термины:

  • Невротическая форма. Синоним этого понятия — логоневроз.
  • Неврозоподобное, или органическое заикание.

Это и есть виды, на которые специалисты дробят заболевание. Чтобы было понятнее я сначала расскажу их особенности. А потом подытожу сказанное, указав на основные отличия.

Невротическое заикание

По мнению специалистов у ребёнка в возрасте 4-6 лет происходит речевой всплеск. Словарный запас активно пополняется. Вот только мозг и речевой аппарат к этому не совсем готовы. Нет, они справятся с нагрузкой, только если крохе не помешает некое событие, способное вызвать стресс.

Мозг малыша и так перегружен поступающей информацией, а тут волнительное происшествие. Представляете, как может пострадать неокрепшая психика? На таком фоне легко разовьётся речевой невроз. Да, кроха начнёт заикаться. В основном, это происходит когда дитя нервничает. В спокойной обстановке невроз затихает. Кажется, что всё пришло в норму. Но это обманчиво.

В интернете, на форумах, можно встретить случаи, когда такой сбой проходит сам собой. Но, есть и иные ситуации. Когда логоневроз остаётся на всю жизнь. В реальности встречается много взрослых — невротиков, получивших проблему речевого развития именно из-за сильного стресса.

К сожалению, даже опытный специалист не в силах предсказать, как будет развиваться болезнь, если всё пустить на самотёк. Поэтому лучше покажите кроху хорошему врачу, чтобы избежать неприятностей.

Итак, мы выяснили, что причиной здесь служит сильный стресс. И получается, что выраженных невротических расстройств нету. Иная ситуация с неврозоподобным типом.

Неврозоподобное заикание

Читая информацию, меня заинтересовало, почему второе название этого вида — органическое заикание. Всё дело в причине. Смотрите, тут уже страдает головной мозг. Т.е. это физиологическая особенность.

Страдают тут детки, мать которых тяжело переносила беременность. Или роды были сложными. Среди знакомых я часто слышу, что доктора родившимся малышам ставят диагнозы: повышенные гипертонусы и гипоксию. Это когда организм (в частности мозг) не насыщается в полной мере кислородом. А это уже звоночек к речевым нарушениям в дальнейшем.

Наследственный фактор тоже берёт своё. Поэтому на чеку нужно быть тем родителям, в семьях которых есть близкие родственники со схожей проблемой. Мой совет, в этом случае наблюдайте, когда заговорил малышок. Как он это делает. Конечно, самостоятельно не всякий взрослый определит качество начинающейся речи. Тем более все детки сперва говорят невнятно. Но вот периодически посещать невролога просто необходимо.

У малышей, относящихся к этой группе, нарушена моторика, они нервные и возбуждённые. И нарушение у них носит постоянный характер. Т.е. если начал заикаться, то перерывов нет.

Это то, что касается особенностей. А теперь, чтобы было понятнее, давайте я определю отдельно отличия по каждому.

Отличия

Возможно, невооружённым взглядом не каждый родитель определит истинную картину. Но различия этих типов существенны:

  1. Причина происхождения. Неврозоподобное нарушение вызвано физиологическими причинами. А логоневроз стрессами.
  2. Периодические затухания. Речевой невроз затухает на время, когда дитя ничего не раздражает. А органическое на постоянной основе. Оно имеет свойство только усиливаться.
  3. Нарушение координации движения. Проявление органической формы чаще сопровождается нарушениями моторики. А невротические нет.

На первый взгляд может показаться, что логоневроз лечиться легче. Что там, попил успокоительных, исключил эмоциональные переживания и вылечился. Но не всё так просто. Порой у крох с гиперактивным и нервным поведением отмечается именно логоневроз. И наоборот.

Дорогие мои, зачастую наблюдение и тех и других деток осуществляют 3 специалиста: невролог, логопед и психолог. И методика порой пересекается. Так что нужно заниматься. Усиленно и кропотливо.

Использованные источники:

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :  Невроз нетрадиционная медицина  Срыв и невроз  Предрасположение к неврозу навязчивости  Симптомы невроза по ночам

Динамика невротических расстройств

Принципиальная обратимость неврозов определяется функциональным характером возникающих при них нарушений.

Способность мозга искать и фиксировать в долговременной памяти устойчивое состояние (нормальное или патологическое) и возвращаться к нему для защиты от различного рода дестабилизирующих воздействий, является причиной устойчивости болезненных симптомов, сохраняющихся и после прекращения действия вызвавших их причин.

Неудачный жизненный опыт, церебрально-органическая недостаточность, соматическая ослабленность, неблагоприятная социальная среда, изначальная личностно-характерологическая дисгармоничность, повторный или хронический характер психотравмирующих воздействий, несвоевременность оказания квалифицированной помощи обусловливают склонность неврозов к затяжному течению, что крайне неблагоприятно отражается на развитии личности ребёнка, формируются патологические черты характера.

Возрастные особенности неврозов

Неврозы являются наиболее часто встречающейся формой нервно-психической патологии как у взрослых, так и у детей [2]. Но вероятность развития неврозов различна в разных возрастных группах. Детский и подростковый возраст являются предрасполагающими факторами возникновения и развития неврозов [1], поскольку дети и подростки психологически наиболее уязвимы: во-первых, у детей и подростков система психологической защиты является еще недостаточно развитой, а во-вторых, они в силу ограниченности жизненного опыта еще не владеют способами разрешения внешних и внутренних конфликтов [2].

Читайте также:  Инсульт в детском возрасте: особенности болезни у детей и лечение

Наибольшая вероятность возникновения неврозов характерна для возраста 2-3, 5, 7 лет и в подростковом возрасте [2]. Развитие неврозов в 2-3 и 7 лет связано с трудностями адаптации детей к дошкольным учреждениям и школе, а в возрасте 5 лет – с развитием мышления: в этом возрасте дети еще чрезвычайно эмоциональны, и в то же время они уже тонко понимают травмирующие жизненные обстоятельства, что приводит к глубоким переживаниям. Подростковый возраст по своей сути является переходным, кризисным, чем и обусловлена его уязвимость к различным нервно-психическим расстройствам, включая неврозы. Однако неврозы у подростков – это зачастую «динамика тех невротических расстройств, которые возникли в детском возрасте» [1].

Подробно изучив неврозы детей и подростков, В.Д. Менделевич [4] выделил 118 типичных клинических феноменов, характеризующих неврозы в детском и подростковом возрасте (перечень представлен в приложении).

Неврозы у детей и подростков, как правило, проявляются, в первую очередь, эмоциональными нарушениями в одной какой-либо сфере (связанной с внутренним конфликтом), сочетающимися с генерализованной тревогой и вегетативными нарушениями [4]. Для всех случаев характерен низкий уровень адаптивности ребенка или подростка к отношениям в обществе, накладывающий отпечаток на развитие личности: «Детям с неврозами не только трудно быть собой, но и устанавливать ровные, непосредственные отношения, когда они становятся или излишне зависимыми, подчиняемыми, внушаемыми, или пытаются играть ведущие роли, что вступает в противоречие с их уже во многом измененными возможностями и способностями. Трудным является начало любой, особенно ответственной деятельности, устойчивость и последовательность в ее реализации, как и усидчивость, терпеливость, внимательность. Большое количество компенсаторно или реактивно обусловленных желаний вступает в противоречие с все более ухудшающейся приспособляемостью к требованиям жизни, ее трудностям и проблемам, что создает феномен невротического идеализма. В свою очередь, трудность адаптации, неумение дружить, эгоцентрическая фиксация на переживаниях формируют феномен невротического «ухода в себя» или индивидуализма. Все это позволяет говорить об увеличивающемся разрыве между высокими идеалами, жизненными целями и неспособностью претворить их в жизнь, как и защитить себя, отстоять свое мнение, особенно при наличии какой-либо угрозы извне. Отражением невротических изменений личности будет постоянное чувство неудовлетворенности и недовольства собой, своего рода кризис самосознания, трансформирующийся в подростковом возрасте в ощущение своей никчемности и потери смысла жизни, краха ее ценностей» [2].

А.И. Захаров [2] выделил семь основных направлений изменений личности у детей и подростков вследствие невроза:

  1. Снижение общей продуктивности и активности за счет нарастания астенических расстройств и пораженческих настроений;
  2. Увеличение беспокойства и тревожности, появление аффективной настороженности и защитно-избегающего эгоцентрического типа поведения;
  3. Эмоционально-депримированный фон настроения;
  4. Развитие неуверенности в себе и затруднений в прогнозировании событий;
  5. Зависимость от других в общении вследствие аффективно-заостренного ожидания повышенного внимания к себе, сочувствия и поддержки;
  6. Субъективизм в оценках при реактивно обусловленной негибкости мышления и его иррациональной переработке;
  7. Непоследовательность и противоречивость в поступках.

Невротические изменения личности еще более осложняют процессы адаптации детей к жизнедеятельности в обществе, что, в свою очередь, становится источником еще больших переживаний и затруднений адаптации. Ребенок попадает в «замкнутый круг», и изменения личности и симптомы невроза становятся тем более выраженными, чем длительнее течение невроза и тяжесть неблагоприятно сложившейся жизненной ситуации в целом.

Таким образом,  в детском и подростковом возрасте, когда происходит становление психологических особенностей человека,  неврозы накладывают отпечаток на формирование личности и нередко приводят к невротическому развитию личности – симптомы неврозов прогрессируют и усложняются и приводят к формированию психологически нездоровой личности [5]. 

Клиническая картина

Развитие речевой патологии характеризуется такими первоначальными признаками, как неуверенность в речи, кратковременные паузы, повторы отдельных звуков и слогов, нарушение плавности.

Зачастую дети, страдающие заиканием, идут на уловки пытаясь заменить трудно выговариваемые слова более легкими словоформами, вводят в устную речь добавочные слова.

Клиническая картина

Как отмечалось выше, к нарушению речи приводят судороги мышц гортани, языка, неба, диафрагмы. Обычно голосовые судороги возникают при произношении гласных звуков.

Выделяют три вида спазмов голосового аппарата:

  • смыкательная судорога;
  • вокальная;
  • гортанная толчкообразная.

Дыхательные судороги подразделяют на инспираторные и экспираторные, в первом случае судороги возникают на вдохе, для второго характерно резкий внезапный выдох. Экспираторные конвульсии сопровождаются мощным сокращением мышц живота, опущением нехватки воздуха.

Клиническая картина

Клиническая картина заикания дополняется нервными лицевыми тиками, гримасничаньем, психологическим дискомфортом, замкнутостью, раздражительностью, плаксивостью, нарушением сна, в некоторых случаях приступами агрессии.

Что такое логоневроз у детей, и как лечить данное заболевание дома

Иногда перед родителями возникает достаточно серьезная проблема — логоневроз у детей, причины и факторы возникновения которого до сих пор однозначно не объяснены психотерапевтами, дефектологами и логопедами. Главным проявлением логоневроза является заикание. Согласно международному классификатору болезней, заикание — нарушение ритмического течения речи, характерной чертой которого являются повторения слогов, слов, частые остановки или неумышленная пролонгация звуков.

Возникновение логоневроза обычно припадает на 3-5 лет. Это связано с интенсивным развитием речевой системы и ее чувствительностью в этом периоде. С каждым годом вероятность появления этого нарушения речи уменьшается: у детей 5-6 лет составляет 2%, 6-14 лет — 1%.

Оценка степени тяжести логоневроза осуществляется соотношением двух показателей: частоты ситуаций, в которых проявляется заикание, и силы его проявления.

Механизм логоневроза

Логоневроз это невротическая форма заикания, которая не связана с органическими нарушениями или патологией строения речевого аппарата.

Читайте также:  Лунатизм у детей причины лечение народными средствами

Заикание может быть тонического характера, который связан напряжением речи и невозможностью преодолеть вынужденную паузу, и клонического, который подразумевает пролонгацию и повторение звуков и слогов.

Встречаются смешанные или тоно-клонические заикания, для которых характерны сочетания двух указанных вариаций.

Кроме заикания речевой невроз сопровождают частое моргание, дрожание челюсти, напряжение мышц лица. У ребенка, больного заиканием, нарушаются ритм, темп, плавность голоса и дыхания, причина которого в возникновении судорог речевого аппарата (гортани, языка и губ).

Усиливается заикание в результате страха общения и выражения своих мыслей. На протяжении определенного периода его проявления могут отсутствовать, речь у ребенка остается плавной.

Но в момент высокого эмоционального напряжения или в другой ситуации, сложной психологически, логоневроз обостряется, интенсивность симптомов учащается.

Чем больше волнуется ребенок, чем выше травмирующий фактор ситуации, тем сильнее будут проявления заикания, формируя стойкую безусловную цепочку логоневроза: заикание — страх — заикание — страх.

Что такое логоневроз у детей, и как лечить данное заболевание дома

Причины логоневроза

Факторы, которые влияют на формирование группы риска:

  1. Недостатки центральной нервной системы, связанные с патологиями внутриутробного развития, родовых травм и заболеваний, перенесенных в раннем возрасте; Лабильная нервная система, что выражается в плаксивости, тревожности, раздражительности;
  2. Индивидуальные особенности развития речи (более интенсивный темп развития фразовой речи может спровоцировать возникновение заикания, а также резкое введение в обиход второго языка, в то время как ребенок еще не освоил полностью свой собственный);
  3. Генетическая слабость центральных речевых механизмов.
  4. Чтобы запустить в действие логоневроз у детей, причины и располагающие факторы должны подкрепляться острым дополнительным влиянием патогенного внешнего воздействия.
  5. Позднее становление речи у ребенка и расторможенность нервной системы, в результате чего звуки произносятся размыто или скомкано;
  6. Физические недостатки, которые могут формировать комплекс «белой вороны» и ощущение собственной неполноценности.

Сопутствующие факторы:

  • Предъявляемые неоправданно завышенные требования;
  • Излишне строгое отношение к ребенку, придирки, контроль, отсутствие единой стратегии воспитании, противоречивые требования;
  • Отсутствие эмоционального контакта, холод в отношениях с близкими и родными, отсутствие поддержки и заботы;
  • Психические травмы, хронический или острый стресс. Особенности атмосферы и микроклимата, в котором чаще всего находится ребенок (травмирующие ситуации в семье, хронические конфликты в детском коллективе).

Методы лечения заикания дома

Логоневроз, лечение в домашних условиях которого способно дать хорошие результаты при регулярном воздействии, подвергается путям коррекции:

Логопедическое лечение направленно на расслабление речи во время заикания, установление правильной артикуляции и ритмичного темпа речи, воспитание плавности.

Задания на занятиях сначала в форме совместной работы с логопедом. Упражнения со временем усложняются.

Ребенок должен самостоятельно повторять услышанные рассказы Навыки, полученные на коррекционных занятиях, закрепляются при общении с окружающими.

Дизартрия

Дизартрия — нарушение произношения или артикуляции из-за паралича бульбарной мускулатуры, нарушения функции лицевых мышц. Нарушается моторика речи, произнесение звуков, ритмичность дыхания, интонационная окраска. Становится трудно понять, что человек хочет сказать. Замечают дизартрию окружающие. Человек «тянет» речь, нечетко говорит, невнятно произносит простые слова. Смысл и темп чаще всего не изменяются, нарушается сила голоса. Это расстройство всегда вызывается органической причиной — нарушением кровотока, инфекцией или интоксикацией. При таком расстройстве у взрослого нужно срочно обращаться к неврологу, чтобы выяснить причину. Может быть опухоль нервной системы, травма, кровоизлияние или ишемия (кислородное голодание). Дизартрией проявляется рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, болезнь Паркинсона, миотония, церебральный атеросклероз, сирингобульбия и множество других нервных болезней. У здоровых дизартрия наблюдается в состоянии глубокого опьянения.

Дизартрия

Дизартрия, возникшая вследствие болезней, имеет несколько форм:

  • бульбарная, вызывается поражением ядер черепно-мозговых нервов, бывает при нарушениях мозгового кровообращения, проявляется единым щелевым звуком;
  • псевдобульбарная (поражение одной стороны речевой мускулатуры), возникающая при повреждении проводящих путей от коры полушарий до ядер в стволе мозга, проявляется невнятной смазанной речью с невозможностью произнесения шипящих и свистящих звуков;
  • экстрапирамидная, когда поражаются нервные ядра, расположенные в подкорке, проявляется непроизвольными гортанными выкриками;
  • мозжечковая — «скандированная» речь;
  • полушарная или корковая, при возникновении очагов поражения в коре, затрудняется использование всех языковых средств.
Дизартрия

Диагностикой и лечением диазартрий занимаются неврологи и логопеды.

Дизартрия

Посмотрите популярные статьи

Неврозы у детей относятся к дефектам психического состояния обратимого характера, без искажения восприятия мира. Неврозы у детей представляют собой психогенные нарушения, которые являются ответной реакцией индивидуума на психотравмирующую ситуацию. Однако главная опасность этого невротического расстройства скрывается не за тяжестью протекания, а в реагировании родителей на его проявления. Поскольку первичные проявления невротических состояний подавляющее большинство взрослых лиц просто не замечают. В случаях, когда взрослые члены семейных отношений все же обнаруживают проявления невроза у собственных чад, они все равно продолжают относиться довольно безразлично и поверхностно к ним, полагая, что такие проявления исчезнут сами собой. Только незначительное количество представителей взрослого населения, к сожалению, относится серьезно к проблеме неврозов у малышей.

Заикание у взрослых

Чаще всего является результатом невылеченной патологии в детстве и проявляется с яркой картиной фобического расстройства. Взрослый человек испытывает панические атаки, страх открытого или, наоборот, замкнутого пространства. Заикание сопровождается хаотичными движениями конечностей, а мероприятия, требующие общения с людьми, избегаются человеком из-за страха опозориться. Речевая функция нарушена, фразы прерывисты, голос не имеет четкой тональности и постоянно варьирует от низких значений до высоких. У некоторых больных отмечается появление такого симптома как маскированная депрессия. Причем при ней будет не только угнетение психического состояния, но и наличие постоянно меняющихся соматических жалоб (боль в животе сменяется головной болью, затем все проходит, но начинается сильный кашель и т.д.).