Как разные типы упражнений влияют на наш мозг

Упражнения помогают нам поддерживать не только физическое здоровье, но и ментальное. Рассказываем, какие типы активности улучшают память и концентрацию и почему мозг будет вам благодарен за комбинацию разных видов тренировок.

Основные факторы влияющие на развитие личности

Само слово «фактор» несёт в себе интересное значение, ведь в переводе с латинского языка оно буквально обозначает «движущий», «производящий». То есть в этом вопросе мы выявляем основные производные процесса саморазвития, а также узнаём, что же им движет и почему.

Важно отметить, что выделяют сразу несколько факторов развития личности в психологии. Именно от них и идёт весь процесс личностного взросления.

К факторам развития личности относятся:

  1. Внутренние.
  2. Внешние.
  3. Биологические.
  4. Социальные.

Именно эти факторы, определяющие развитие личности располагаются на пути становления индивида на протяжении всей его жизни. Опираясь на них можно понять те или иные его задатки и способности, а также уровень психологического и духовного восприятия.

1. Внутренние моменты

К внутренним факторам развития и формирования личности относят собственную активность индивидуума. То есть его восприятие окружающего мира, основанное на разных мотивах, например, на интересах, симпатиях и антипатиях. Роль данного факторы развития личности человека заключается в его самовоспитании. Сюда же можно отнести личные стремления субъекта к чему-либо, его отношение к порядкам и уставам.

2. Внешние обстоятельства

Если же рассматривать более подробно внешние факторы и предпосылки развития личности, то к ним можно смело отнести родительское и педагогическое воспитание, и даже всю образовательную систему современного социума в целом. Не нужно путать внешние факторы развития личности человека и социальные, несмотря на то, что они действительно стоят рядом друг с другом.

3. Общественное воспитание

К общественным движкам индивидуального стремления к совершенствованию относится среда обитания каждой персоны и, конечно же, её окружение, и взаимодействие (общение) с ними. Также здесь немало важную роль играет набор опыта индивидуума у старшего поколения, его самоидентификация, как личности и принадлежность к какой-либо культуре, религии или даже профессии.

Читайте также:  Зверобой П: лечебные свойства зверобоя для лечения депрессии

4. Наследственность и генетика

И не менее значимым в становлении людей индивидуальностями будет выступать биологический аспект. К нему в первую очередь относится наследственность, передаваемая через ДНК родителей и предшествующих кровных поколений. На генетическом уровне ребёнку от его родителей передаются некоторые врождённые черты характера и задатки (таланты), который он впоследствии всего жизненного пути может развивать.

К сожалению, генетика может сыграть и злую шутку с индивидуумом, передав ему наследственные заболевания и отклонения от установленных правильных норм. Например, некоторые физические недостатки и нарушения могут также оказаться частью наследственности, и они сильно отражаются на самооценке любой персоны.

Факторы, влияющие на эффективность сохранения

Причины забывания информации:

  1. Время, прошедшее после восприятия или заучивания информации: влияет на разные виды памяти по-разному. Эффективность сохранения в механической памяти очень низкая, в логической памяти – существенно выше. Феномен Бэлларда (реминисценция): отсроченное воспроизведение является более эффективным, чем непосредственное. Реминисценция является феноменом логической памяти и для ее возникновения необходимо минимум 50% запоминания информации. Причины реминисценции: снятие утомления, накопившегося после заучивания; снятие эмоционального волнения. Таким образом, для того, чтобы возникла реминисценция, необходимо делать передышку между запоминанием и воспроизведением информации.
  2. Интерференция (наложение) – это отрицательное влияние предыдущей или последующей деятельности на запоминание информации. Различают два вида: проактивное торможение – влияние предыдущей деятельности; ретроактивное торможение – влияние последующей деятельности. Следовательно, среднюю часть материала следует повторять чаще, т.к. на нее действуют и проактивное, и ретроактивное торможение; заучивание материала должно происходить утром или вечером.
  3. Частота практического использования информации: чем чаще применяется информация в практической деятельности, тем лучше она сохраняется в памяти.
  4. Вытеснение – бессознательное подавление неприятной для человека информации (Фрейд).

См. также:

  • Общая психологическая характеристика памяти;
  • Развитие памяти.

Как развивать критическое мышление

Пополняйте копилку знаний

Критически мыслить невозможно без достаточного количества знаний об окружающем нас мире. Чем больше знаний — тем проще сравнивать и анализировать. Прежде чем критически оценивать проблему, её необходимо рассмотреть со всех сторон, увидеть ситуацию в контексте других событий, проследить за её развитием во времени.

Постоянно пополняйте знания в самых разных областях:

Учитесь задавать вопросы

Любопытство и жажда познания — основа критического мышления, а чтобы удовлетворить эту жажду, необходимо уметь правильно формулировать вопросы. Тренируйтесь задавать вопросы на самые разные темы. Например, поставьте себе задачу придумать пятьдесят вопросов о любимом фильме, книге, картине, явлении или событии окружающего мира, предмете или конкретной теме школьной программы. При изучении любого вопроса интересуйтесь всеми аспектами, рассматривайте проблему с разных сторон и уточняйте детали, задавая вопросы.

Читайте также:  Головокружение при нормальном давлении. Причины и лечение

Читайте и анализируйте тексты

Критическое мышление развивается благодаря постоянному анализу информации из книг и интернета. Разбирайте каждый прочитанный текст, например, по такой схеме:

  • Какая проблема описана в тексте, существует ли единственный способ её решения или возможны разные варианты.
  • Какова точка зрения автора на проблему, какие аргументы используются, относятся они к сформулированной проблеме прямо или только косвенно. Как правило, именно в обобщениях — «Всем известно, что…» — скрыта недостоверная информация. С их помощью можно манипулировать читателем и формировать искажённое отношение к проблеме.
  • Где в тексте приводятся факты, а где — их интерпретация. Тренируйтесь отделять одно от другого, читая статьи в интернете об актуальных событиях.
  • Есть ли в тексте какой-либо скрытый смысл, подтекст, и если да, как он меняет общий смысл текста.
  • Анализируя текст, обязательно формулируйте собственное отношение к проблеме, выстроенное на фактах, аргументах и логических рассуждениях.

    Обращайтесь к альтернативным источникам информации

    Критическое мышление обязательно предполагает знакомство с разными, иногда противоположными мнениями о проблеме. Изучая вопрос, обращайтесь к разным источникам, сопоставляйте полученную информацию, оценивайте её на логичность, полноту, достоверность, выявляйте несоответствия. Достоверная информация — та, что получена из проверенных официальных источников и подтверждена конкретными фактами. Статьи в интернете обязательно должны содержать ссылку на первоисточник.

    Придумывайте варианты

    Мыслить критически — это значит видеть разные варианты развития ситуации в зависимости от тех или иных факторов и уметь вычленять из этих вариантов самый оптимальный, удобный и эффективный.

    • Учитесь прогнозировать последствия своих действий в любой жизненной ситуации. Принимая решение, запишите на бумаге все вероятные последствия, оцените каждое из них, подумайте, как минимизировать риск неудачи или возможные негативные последствия.
    • Придумывайте сложные ситуации и составляйте список возможного разрешения проблем.
    • Анализируйте поступки персонажей книг или фильмов, которые влияют на развитие сюжета. Придумывайте альтернативные варианты развития событий, меняющие жизнь персонажа в лучшую или худшую сторону.

    Анализируйте ошибки

    Мы верим: не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибка — это не повод для самоуничижения, а способ разобраться, как поступить в следующий раз умнее, лучше и эффективнее. Конструктивно подходите к разбору каждой ошибки: найдите её, оцените причины, которые к ней привели, придумайте варианты, как её можно было избежать.

    Читайте также:  Блокада позвоночника: методы и специфика проведения укола

    чувство долга

    Установки в духе «надо», «обязан», «должен» почти всегда связаны с когнитивными искажениями. Например: «мне надо было прийти на встречу пораньше», «я должна похудеть, чтобы стать привлекательнее». Такие мысли вызывают чувство стыда или вины. К другим мы относимся не менее категорично и говорим что-то вроде: «он должен был позвонить еще вчера», «она навеки обязана мне за эту помощь».

    Люди с подобными убеждениями часто огорчаются, обижаются и злятся на тех, кто не оправдал их надежды. Но при всем желании мы не в силах влиять на чужое поведение, и думать, что кто-то что-то «должен», точно не стоит.

    Итоги

    Итак, что стоит запомнить из этой массы исследований тем, кто хочет прокачать мозг при помощи физических упражнений?

    • Бег и аэробная активность помогают бороться со старческим слабоумием и предотвратить болезнь Альцгеймера, улучшают вербальную память, способность запоминать и находить нужные слова.
    • Силовые тренировки положительно влияют на исполнительные функции мозга, то есть планирование и регуляцию сознательных действий.
    • Игры со сложной координацией движений помогают детям лучше концентрироваться.
    • Интервальные тренировки позволяют контролировать аппетит.
    • Наибольшего положительного эффекта для мозга можно добиться, комбинируя разные виды активности, например аэробные и силовые нагрузки.

    Устойчивость внимания

    Это длительность сосредоточенности сознания. От чего она зависит? Когда объект внимания не доставляет новых впечатлений, внимание отвлекается от него. Следовательно, внимание можно удержать, только постоянно раскрывая в объекте внимания новое содержание.

    Жорж Кювье утверждает, что гений – это в первую очередь внимание. Он пишет, что интеллект, бедный знаниями, неподвижный и неоригинальный, вряд ли сможет долго сосредотачивать внимание на одном предмете. Поэтому можно сказать, что не внимание создает гения, а гениальность позволяет сохранять устойчивое внимание, находить все новые и новые стороны в привычных вещах.

    Другими факторами устойчивости внимания являются:

    • интерес к материалу

    • связь изучаемого материала с потребностями личности

    • содержательность и сложность выполняемой работы

    • комфортные или отвлекающие условия, в которых проходит работа

    • особенности личности (например, темперамент и волевые качества).