Гипоксически-ишемическое поражение цнс, гиэ у новорожденных

Поражение ЦНС у новорожденных − результат патологии внутриутробного развития или же ряда других причин, которые приводят к серьезным осложнениям в функционировании организма. Диагностируют подобные поражения практически у 50% младенцев. Более половины, даже почти две третьих, этих случаев приходится на недоношенных крох. Но, к сожалению, встречаются патологии и у доношенных детей.

Разновидности патологий системы ЦНС

Слаженность развития и функционирования каждого человека напрямую зависит от центральной и периферической нервной системы. Все болезни, которые присущи этим структурам, можно разделить на следующие виды:

  1. Сосудистые заболевания – обусловлены врожденными/приобретенными дефектами сосудов или же функциональным сбоем в их деятельности. К примеру, инсульты, атеросклероз, мигрень.
  2. Проникновением в мозговые оболочки болезнетворных микроорганизмов обусловливает появление инфекционных заболеваний ЦНС – менингита, энцефалита.
  3. Врожденные болезни ЦНС – генетически обусловленные патологии, как, к примеру, хорея Хантингтона, или же синдром Туретта.
  4. Аутоиммунные диемиелинизирующие заболевания ЦНС – истончение миелиновой оболочки нервного волокна, как в случае появления рассеянного склероза.
  5. Для дегенеративных заболеваний центральной нервной системы характерно постепенно неуклонно прогрессирующее истончение ткани – болезнь Альцгеймера, синдром Стила-Ричардсона.
  6. Заболевания центральной нервной системы как следствие черепно-мозговых травм.
  7. Органические заболевания – формирование доброкачественных либо злокачественных опухолей.
Разновидности патологий системы ЦНС

Учитывают и возраст больного – тяжелее, безусловно, протекают поражения ЦНС у детей, к примеру, воспалительные заболевания часто приводят к инвалидизации и даже смерти малышей. Тогда как нейродегенеративные заболевания присущи возрастным людям. Диагностировать и лечить заболевания ЦНС должен исключительно врач. Без соответствующей терапии и нейродегенеративные заболеваниям ЦНС, и демиелинизирующим болезням будет сопутствовать тяжелая клиническая картина и быстрое прогрессирование.

Pb #8: Что такое и как мы боялись гипоксически-ишемическогого поражения ЦНС

Восьмая неделя жизни. Новые достижения моей мелкой в физическом развитии и играх, очень радовали папу и маму. Правда и попереживать тоже пришлось… На осмотре у невропатолога нам поставили диагноз — гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы (ЦНС).

Еще о коликах

Pb #8: Что такое и как мы боялись гипоксически-ишемическогого поражения ЦНС

Разобравшись с причинами появления и лечением колик (о них я писал в предыдущем выпуске Papablog-a), стало немного легче.

Оказывается вместо дорогих лекарств с симетиконом, можно давать ребенку обычную воду или чай с фенхеля. Кто-бы что не говорил, но это работает

Причины гипоксического повреждения ЦНС у новорожденного

Центральная нервная система первой страдает от недостатка кислорода, привести к которому могут различные факторы во время беременности и родов. Это могут быть:

Во время беременности:

-Гестозы на поздних сроках;

-Преждевременная отслойка плаценты, угроза прерывания беременности;

-Пороки сердца у матери и плода;

-Анемия у матери;

-Недостаток или избыток околоплодных вод;

-Интоксикации матери (лекарственная, профессиональная, курение);

-Резус-конфликт матери и плода;

-Инфекционные заболевания матери;

Во время родов:

-Обвитие пуповиной шеи плода;

-Слабость родовой деятельности;

-Затянувшиеся роды;

-Кровотечение у матери;

-Родовые травмы шеи.

Как можно заметить, большинство опасных факторов влияют на здоровье малыша еще до рождения, и только некоторые – во время родов.

Усугубить течение патологий беременности, приводящих к гипоксическому повреждению ЦНС у новорожденного, могут избыточный вес, хронические заболевания матери или её слишком юный или слишком зрелый возраст (младше 18 или старше 35). И при любом из видов гипоксий головной мозг поражается в первую очередь.

Будьте примером

Поведение родителей сильно влияет на детей и их отношение к жизни. Если вы великодушно оставляете без внимания их ошибки, но нервничаете, ругаете себя при малейшем промахе, он будет находиться в смятении или «впитает» такое поведение. Аналогичная ситуация – критика другого родителя.

Идеальное воспитание может дать самоуверенный родитель. Но таких людей немного, как уже упоминалось выше. Осознав причины своей низкой самооценки, вы сможете улучшить восприятие мира малышом, передать ему то, что знаете, но не можете в полной мере применить.

Заболевания ЦНС: общие симптомы

Болезни центральной нервной системы имеют широкий спектр симптоматических проявлений. К ним относятся:

  • двигательные расстройства (парезы, параличи, акинезия или хорея, нарушение координации движений, тремор и т.д.);
  • нарушения тактильной чувствительности;
  • нарушения обоняния, слуха, зрения и других типов чувствительности;
  • истерические и эпилептическеи припадки;
  • нарушения сна;
  • нарушения сознания (обморочные состояния, кома);
  • нарушения умственной и эмоциональной сферы.

Диагностика заболевания

Опытный врач-невропатолог уже при осмотре может поставить диагноз. Однако для его подтверждения часто необходимы более фундаментальные исследования центральной нервной системы: КТ, МРТ, допплерография, нейроносонография.

Диагностика заболевания

Последний метод используется чаще всего. Нейроносонография представляет собой УЗИ головного мозга, которое делают, пока еще не закрылось отверстие большого родничка. Этот безвредный способ позволяет следить за состоянием мозга, современно выявлять нарушения, а также предполагать возможные причины такого состояния.

Синдромы при резидуально-органическом поражении ЦНС

В неврологии и психиатрии выделяют несколько основных синдромов, которые могут возникать как самостоятельно (на фоне заболевания головного мозга), так и расцениваться в качестве остаточного поражения ЦНС. В некоторых случаях наблюдается их сочетание. Выделяют следующие признаки резидуально-органического поражения:

  1. Церебрастенический синдром. Его проявлениями считаются повышенная утомляемость, неудовлетворительное освоение школьной программы, общая слабость, плаксивость, изменения настроения.
  2. Неврозоподобный синдром. Он характеризуется развитием фобий, энуреза (неконтролируемое мочеиспускание по ночам), двигательным возбуждением (тики).
  3. Синдром гиперактивности и дефицита внимания. Наблюдается у детей младшего и среднего школьного возраста.
  4. Энцефалопатия. Основные проявления – это нарушение сна, снижение памяти, усидчивости. В тяжёлых случаях наблюдается очаговая неврологическая симптоматика, судороги.
  5. Психопатии. Характеризуется непослушанием, агрессивностью. Во взрослом возрасте – лабильностью настроения, истерическими реакциями, асоциальным поведением.

Чаще всего гипоксия головного мозга приводит к рассеянной симптоматике, когда перечисленные синдромы сочетаются между собой, выражены не сильно. Преобладание очаговой симптоматики наблюдается редко.

Список литературы

ДЦП – детский церебральный паралич

КТ – компьютерная томография

КФК – креатинфосфокиназа

МРТ — магнитно-резонансная томография

НБО – наследственные болезни обмена веществ

НМТ – низкая масса тела

НСГ – нейросонография

ОНМТ – очень низкая масса тела

УЗДГ – ультразвуковая допплерография

УЗИ — ультразвуковое исследование

ЩФ – щелочная фосфотаза

ЭНМГ – электронейромиография

ЭНМТ – экстремально-низкая масса тела

  1. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г., Конова С.Р. и др. Разноуровневая система оказания комплексной реабилитационной помощи детям с хронической патологией и детям-инвалидам. Методические рекомендации М.: НЦЗД РАМН. 2012. 29 с.
  2. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации как фактор национальной безопасности. Пути решения существующих проблем. Справочник педиатра. 2006; 3: 9-14.
  3. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Волынец Г.В., Ильин А.Г., Конова С.Р. и др. Определение ограничений жизнедеятельности у детей разного возраста на основе международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. М.: ПедиатрЪ. 2013. Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. М.: Триада -Х. 2001. 640 с.
  4. Барашнев Ю.И. Особенности здоровья детей, родившихся с помощью вспомогательных репродуктивных технологий. Рос. вестн. перинатол. и педиатр. 204; 49(5): 12
  5. Бомбардирова Е.П., Яцык Г.В., Зайнитдинова Р.С. Немедикаментозные методы восстановительного лечения детей с перинатальным поражением нервной системы. Рос. педиатр. ж. 2011; 3:55-56.
  6. Диагностика и комплексная реабилитация перинатальной патологии новорожденных детей. Под ред. Г.В. Яцык. М. ПедиатрЪ
  7. Кешишян Е.С., Сахарова Е.С. Психомоторное развитие как критерий неврологического развития здоровья недоношенного ребенка. ; 5: 21-57.
  8. Классификация перинатальных поражений нервной системы и их последствий у детей первого года жизни. Методические рекомендации. М ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава». с.
  9. Митиш М.Д. Отдаленные последствия перинатальных поражений мозга у детей. Автореферат дисс. докт. мед. наук. 25с.
  10. Неонатология. Под ред. , М.Д. Каннигам. Пер. с англ. М.: Медицина 1995. 640 с.
  11. Неонатология: национальное руководство. Под ред. Н.И. Володина. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2007. 848с.
  12. Пальчик А.Б., Фёдорова Л.А., Понятишин А.Е. Неврология недоношенных детей. М.: Медпресс. 2011. 352 с.
  13. Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных. СПб.: 224с.
  14. Педиатрия. Под ред Дж Грефе. М.: 912 с.
  15. Принципы этапного выхаживания недоношенных детей. Под ред. РАМН, проф. Л.С. Намазовой-Барановой. М. 2013.
  16. Пшениснов К.В. Диагностика и интенсивная терапия полиорганной недостаточности у новорожденных, нуждающихся в межгоспитальной транспортировке. Автореф. дисс. канд. мед. наук. СПб, c.
  17. Руководство по педиатрии. Неонатология. Под редакцией Г.В. Яцык, Г.А. Самсыгиной. М.:Династия. 2006. 464 с.
  18. Современные медико-социальные проблемы неонатологии. Под ред. А.А. Баранова, Г.В. Яцык. ПедиатрЪ. С 225-301
  19. Шабалов Н.П. Асфиксия новорожденных. М.: Медицина. 1990. 310 с.
  20. Шабалов Н.П. Неонатология. М.: Мед-пресс-информ. с.
  21. Шилко В.И., Зеленцова В.Л., Попова Н.П. Опыт реабилитации недоношенных детей с перинатальным поражением мозга. Росс. вестн. перинатолог. и педиатр. 2003;2:43-47.
  22. Шмаков А.Н., Конхно В.Н.. Критические состояния новорожденных (технология дистанционного консультирования и эвакуации). Новосибирск: с.
  23. Яцык Г.В. Выхаживание глубоконедоношенных детей. Медицинская газета. №66. 26 августа 2005 г. (электронная версия).
  24. Яцык Г.В., Бомбардирова Е.П. Избранные лекции по педиатрии. Под редакцией А.А. Баранова, Р.Р. Шилаева, Б.С. Каганова. М.: Династия. 2005
Читайте также:  Гиповолемический шок, алгоритм неотложной помощи при нем и лечение

Перинатальное поражение ЦНС

@ksen4ik, я не смогу тебе подсказать по поводу вашего случая. Единственное, могу сказать, по поводу предложенного вами лечения. Мой ребенок в 2 месяца перенес гнойный менингоэнцефалит, с парезом (парализация)всей правой стороны тела, с пропажей слуха (на неделю)и зрения (примерно на месяц,) мышцы были настолько поражены, что глазки не открывались вообще(восстановилось все только через 2 месяца, но до сих пор, нам уже 12 лет, один глазик так и не восстановился, внешне не видно, но зрение всего 20% на правом глазике). Это я написала, чтобы вы представляли наши осложенния. Лечением было Люминал(фенобапрбитал)- полгода, потом с перерывами повторяли его до 3 лет из-за высокой гиперактивности(она даже спать нормально не могла, ползала всю ночь), массажи(по моему опыту и опыту моей подруги, наши тоже кричали первые 6-7 сеансов, потом резко перестали). Может вы еще не прошли тот рубеж и ребенок привыкнет, и не факт, что со сменой массажиста, ребенок кричать не будет, возможно ему вообще просто некомфортно в чужих руках. (кстати, мыс паслись разноцветными журналами, во время массажа ложила перед дочкой, она отвлекалась и рассматривала картинки). По поводу пантогама, у меня очень хорошие отзывы. Это необхожимые организму аминокислоты и они никак не вредят вашему ребенку, но действие их, по моим наблюдениям, давали просто офигительный результат. ПОка ребенок был в саду, я не особо это замечала, но ка кона пошла в школу, с курсом панитогама, ее успеваемость повышалась в разы, память была просто на высоте, одного двух раз ей хватало прочесть что-то чтобы пересказать дословно, восприятие информации и материала воспринималось очень легко. Наш невропатолог говорила, чно она давала своим детям его два раза в год, курсами, до конца школы. Это не транквилизатор, привыкания к нему нет, но действие его неимоверное. Ну и витамин в12- ну никак плохо на вас сказаться не может однозначно. Я думаю, что вам не стоит прекращать лечение. Последствия отказа от него могут быть потом плачевными и возврата назад уже не будет. Лично я бы не рискнула. Ну а по поводу препаратов и их действия, мнение я уже высказала. Мой ребенок хорошо развит, не отстает умственно и физически, хорошо учится, хотя и очень невнимательна (но я списываю это на гены папы). Ну а зрение, его восстановить не смогли, но мы постоянно работаем над улучшением и у нас есть сдвиги, хоть и маленькие…

Будьте здоровенькими… :giverose: