Гипноз для улучшения памяти и запоминания информации

Память – это один из важнейших познавательных процессов. Ее место в нашей жизни трудно переоценить, ведь от того, насколько мы быстро запоминаем и надолго сохраняем необходимую информацию, зависит успех в любой деятельности. Желая улучшить свою память, сделать ее более эффективной и поставить себе на службу, мы не всегда задумываемся о том, какая память нам нужна. Ведь это явление нашей психики по-разному проявляется в различных сферах нашей жизни.

Внутренние факторы, приводящие к ухудшению памяти

Внутренние негативные факторы распознать не так легко, как внешние, обычно подобные явления связывают с переизбытком информации или особенностями работы мозга конкретного человека. На самом деле, здесь также можно выделить различные причины возникновения проблем:

  • Большое время, которое прошло с момента запоминания информации. Любые знания, если ими долго не пользоваться, с течением времени забываются.
  • Вытеснение плохих воспоминаний. Этот один из защитных механизмов нашего организма, который исправно работает вне зависимости от нашей воли.
  • Искажение. Любую новую информацию мы «фильтруем» в соответствии с нашими ценностями и жизненной позицией, поэтому запоминаем уже в искаженном виде.
  • Ошибки воспроизведения. Иногда воспоминания не исчезли и не исказились, но мы все равно не можем вспомнить, например, где лежит паспорт или как зовут соседа снизу. Это происходит потому, что нашему мозгу иногда трудно найти место, где хранится конкретное воспоминание.

Не зря говорят «в здоровом теле – здоровый дух»! Абсолютно то же самое можно утверждать и в отношении памяти. Соблюдайте режиме сна, питания, отдыха и физических нагрузок, по возможности избегайте стрессов, не изводите себя работой – и вы увидите, как уже через несколько недель ваша память значительно улучшится.

Как улучшить память

Память – хоть и нематериальна по своей сути, однако тесно связана с весьма конкретной субстанцией – человеческим организмом. Поэтому не удивительно, что ее качество напрямую зависит от качества функционирования этого самого организма. Тут можно было бы перефразировать известную поговорку: в здоровом теле здоровая память. Так что состояние психики, нервной системы оказывает непосредственное влияние на память. Психологи изучили все эти взаимосвязи и составили небольшой список полезных для памяти вещей.

Здоровый сон

Многие замечают, что во время напряженной работы, которая длится несколько дней (например, сдача какого-то важного проекта) и сопровождается недосыпом, первой начинает сдавать память. Все просто: мозг, основная функция которого – запоминать и хранить информацию, устал. Нейроны – его клетки – начинают плохо генерировать и передавать нервные импульсы, а значит, в памяти могут возникать провалы. Вывод простой: чтобы не жаловаться на «беспамятство», нужно хорошо высыпаться.

Однако ученые предостерегают: сон дольше десяти часов точно так же ухудшает память, как и недосыпание. По данным исследователей Колумбийского университета, люди, которые спят всего шесть часов, и те, проводит в царстве Морфея более девяти часов, – одинаково жалуются на память и мыслительные способности.

Физическая активность

Как известно, когда человек двигается, его мозг лучше насыщается кислородом. Благодаря этому значительно снижается риск появления заболеваний, приводящих к потере памяти. Но ученые опять же делают оговорку: полезны движения именно на свежем воздухе, а не в закрытом спортзале, пропитанном запахами пота. Поэтому для улучшения памяти подойдут прогулки в быстром темпе или пробежки по парку, езда на велосипеде, катание на роликах, уличные танцы. Хорошо действует на память и йога.

Правильное питание

Овощи и фрукты, богатые витаминами и микро- и макроэлементами, также напрямую влияют на память. Особое место отводится жирным сортам рыбы. Она содержит вещества, препятствующие появлению болезни Альцгеймера. Полезны также всевозможные каши. А вот мясо, творог, сыр и молоко специалисты рекомендуют употреблять понемногу и не каждый день.

Хороший секс

Что касается памяти, то тут секс исполняет ту же функцию, что и регулярные физические упражнения. Он способствует насыщению организма кислородом, и не только ниже пояса. Мозг – главный центр сексуального удовольствия – во время интимных отношений тоже получает приличную порцию кислорода, что помогает его клеткам обновляться и активизировать гипоталамус, отвечающий за память. Ученые, кстати, утверждают, что люди, которые ведут активную половую жизнь, в старости не страдают от снижения интеллекта.

Современная контрацепция

Как оказалось, современные женские контрацептивы улучшают качество не только сексуальной жизни, но и памяти. Интересно, что чем дольше женщина принимает эти препараты, тем сильнее эффект, который не угасает даже после окончания приема гормональных противозачаточных средств.

Старинное рукоделие

Это не только вышивка или вязание на спицах либо крючком. Плетение всяких замысловатых «штучек», нанизывание бусин и тому подобные занятия связаны с развитием мелкой моторики. А как мы знаем, это стимулирует нервную систему и головной мозг, а значит, улучшает память не только у маленьких детей, но и у вполне взрослых.

Ненапряженное мышление

Если вы забыли название книги или фамилию актера, а может быть, просто какое-то слово, не спешите смотреть в книгу или в Интернет. Без напряжения, спокойно думайте на эту тему, говоря себе: я обязательно вспомню. И так оно и будет! Я, например, неоднократно в этом убеждалась. Когда нужно что-нибудь вспомнить, перестаю напрягать мысли, и через пять минут искомое слово обязательно вынырнет из памяти.

Постоянные тренировки памяти

Память – такая субстанция, которая очень любит тренировки и повторения. Для этого можно , играть в логические игры, разгадывать кроссворды. Но лучше всего, разумеется, изучать языки и читать хорошие книги.

Читайте также:  Асептический менингит: особенности симптоматики и терапии

Кстати, читая книгу, можно кратко записывать сюжет и имена действующих лиц. Потом достаточно будет взглянуть на текст, чтобы в подробностях вспомнить прочитанное. Я, между прочим, записываю в отдельный блокнот все книги, которые читаю в течение года. Посмотришь иной раз на этот список и подумаешь: несмотря на невероятную занятость всегда можно найти время для саморазвития. Ну и, разумеется, вспоминаешь каждую из прочитанных книг. Точно так же записываю названия кинофильмов.

Еще специалисты советуют учить наизусть стихи. Предлагают взять себе за правило каждый день заучивать одно стихотворение. Понятно, что с ходу много не запомнишь. Но одну строчку выучите за утренним кофе, вторую – по дороге на работу, третью – ближе к обеду, а там глядишь – и все стихотворение уляжется в памяти. Представляете, сколько вы всего запомните за неделю?! А в воскресенье соберите подруг и устройте поэтические чтения. Все лучше, чем перемывать косточки отсутствующим и жаловаться на мужей.

Развитие памяти: методики

Тренируйте процесс запоминания

Придумайте образы, которые помогут вам запомнить ту или иную информацию или действие. Например, номер телефона может быть связан с вашим возрастом, а процесс включения пароварки это «красненькая кнопка, потом синенькая кнопка, как мое платье на выход». Придумывайте ассоциации, которые помогут вам воспроизвести в памяти нужные знания.

Воспроизводите  детали

Вы не можете найти телефон? Куда вы собирались? На пробежку. Значит, надевали спортивный костюм. Но в спортивных брюках нет карманов, наверное, вы хотели положить его в куртку. Пока вы надевали куртку, телефон пришлось бы куда-то положить. Вот же он, на полке! Примерно так можно найти много потерянных вещей. Если не можете вспомнить событие, вспомните как можно больше деталей, которые его сопровождали.

Повторяйте себе нужную информацию

Иногда помогает элементарно произнести что-то вслух: «завтра в 10 часов утра у меня совещание». Повторите это несколько раз, велик шанс, что вы запомните это даже лучше, чем, если бы просто записали.

Все время считайте

Даже, если со времен школы вам больше не нужен курс арифметики, и вы считаете только сдачу в магазине, попытайтесь давать себе несложные задачи на вычисление. Арифметика очень хорошо тренирует мозг. Пять человек ждут автобус на остановке, в автобусе всего тридцать посадочных мест, там уже едет двадцать семь человек, скольким людям придется стоять? Это поможет не только скоротать время, но и развить память.

Учите иностранные языки

Даже, если вам никогда не пригодятся хинди и китайский — изучение иностранных языков положительно влияет на способность запоминать то, что действительно важно. И, потом, кто знает, куда вы отправитесь в путешествие? Недаром программы по активному долголетию всегда включают в себя языковые курсы.

Как проходит сеанс гипноза

Использование гипноза для улучшения мнестических способностей проходит в несколько последовательных этапов.

  1. Консультация гипнолога, на которой он выясняет существующую проблему и в процессе беседы выясняет пожелания клиента.
  2. Проверка гипнабельности человека, определение возможной глубины гипнотического транса.
  3. Разъяснение клиенту возможностей гипнотерапии в сфере улучшения концентрации внимания и запоминания данных. Специалист развенчивает мифы о психосуггестивной терапии.
  4. Введение человека в транс — промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Для гипнотизации используется сочетание словесной тирады и воздействия на зрительный или слуховой анализатор. При вхождении в транс исчезает мышечное напряжение, стабилизируется ритм дыхания, нормализуется сердечная деятельность. Такой статус организма положительно влияет на запуск регенерационных процессов.
  5. Работа с подсознанием. Гипнолог делает словесные внушения, мотивирующие на раскрытие скрытых резервов психики и устранении помех, мешающих использованию возможностей мозга в полном объеме.
  6. Выведение из транса.

На последующих сеансах гипнолог проводит работу по закреплению достигнутого результата. Повторный визит к гипнологу необходим, поскольку сфера сознания может расценить внушенные установки, как чужеродные идеи. Чтобы проговоренную информацию человек воспринял, как собственные мысли, может потребоваться повторение процедуры.

Проверенные методы для тренировки памяти

Методов развивать свою память множество. Мы изучим самые эффективные и распространенные, которые можно применять в домашних условиях.

  1. Метод впечатлений и внимания. Старайтесь запоминать все то, что вас больше всего интересует. То есть концентрируйтесь на интересующих вас моментах, деталях, предметах.
  2. Ассоциативная методика – проводите параллели между тем, что у вас уже есть в памяти и изучаемым моментом, предметом. Благодаря ассоциациям, можно держать в своей голове колоссальное количество информации.
  3. Метод структуризации. Есть желание запомнить что-то целенаправленно – пользуйтесь им. Научитесь делить информацию на логические блоки. Применяйте способы с картами, монетами. Все это еще подробней описано на различных сайтах.
  4. Повторение вслух. Этим методом я пользуюсь лично. Например, у кого из нас не было проблемы с уходом из дома и переживаниями об оставленном включенным утюге, воде, газа? Последнее, правда, сейчас автоматизировано. Во всяком случае, при выходе из дома, отключая тот или иной агрегат, я повторяю это вслух: «Утюг – выключил!», «Воду – отключил!». Затем, примерно минут через 10 повторите еще раз. Так в вашей памяти будет врезано, что дома все отключено!
  5. Для детей существует масса развивающих игр, в которых необходимо концентрация внимания и запоминание цифр, ситуаций, цветов, оттенков. Дома можно применять разукрашку. Но перед этим покажите, какими должны быть цвета, потом уберите и дайте разукрасить шаблоны. Что примечательно, дети отлично воспринимают игровой процесс, так они лучше в него вовлекаются и хорошо запоминают.
  6. Обязательно учите стишки, начинайте с маленьких и несложных. Не нужно принуждать малыша заучивать сложные творения – у него возникнет антипатия.
  7. Чтобы память у ребенка была отличной, в возрасте 7-8 лет запишите на шахматы. Если не хочет – не заставляйте. Займите чем-то другим.
  8. Обязательно используйте в готовке йодированную соль. Она улучшает не только память, но и умственные способности, логику мышления.

Итак, мы с вами изучили причины плохой памяти, и способы её улучшения. Родителям необходимо запомнить – ею нужно заниматься с самого рождения. Как только малыш научится ходить и хоть что-то лепетать, используйте эти моменты. Учите стишки, пойте песенки, пусть он повторяет за вами движения, звуки. И по ходу его взросления применяйте другие, более интенсивные методики. Но самое главное – не перетруждайте его занятиями.

Классификация памяти. Виды памяти.

Память человека имеет свои особенности, и классифицировать её по одну признаку невозможно. Разделение памяти в психологии происходит по нескольким признакам. Человек сложно устроен, но многим, даже не просвещённым в психологии и медицине, известно, что первичным получателем какой-либо информации являются наши органы чувств. Соответственно её можно разделить восприятию:

  • Осязательная. Восприятие и сохранение информации с помощью прикосновений;
  • Обонятельная. Списывание информации происходит с обонятельных рецепторов (рецепторы запахов).
  • Вкусовая. Непосредственно с поверхности языка.
  • Слуховая. Восприятие звуковых колебаний.
  • Зрительная. Считывание окружающих объектов.
  • Мышечная. Запоминание определённых движений различных частей тела.

Вся информация, поступив на считывающий орган, переносится по нервным окончаниям в головной мозг, где обрабатывается и сохраняется. Но не вся информация может долго «пролежать» у нас в голове. Почему так происходит? Сейчас разберёмся.

Объем человеческой памяти равен одному квадриллиону байт

Время хранения информации зависит от её вида, и различие по времени хранения довольно большое. Прослушав какую-либо музыку, мы можем запомнить её, пусть и поверхностно, с первого раза. Но если мы чего-либо коснёмся, то наше ощущение прикосновения исчезают через доли секунды. Поэтому в психологии существует следующая классификация:

  1. Кратковременная память. Такому типу памяти свойственно быстрое прохождение информации через доли головного мозга, но за счёт слабой эмоциональной окрашенности или плохого внимания запоминание не происходит. Также это особенность имеется при тактильном считывании. Она ограничена объёмом и временем хранения (от 20 до 50 мс). Наш организм пусть и на многое горазд, но представьте себе если бы вы помнили тактильные ощущения за всю свою жизнь? Мозг пренебрегает такой информацией. Кратковременность может объясняться ещё и тем, что материал, изучаемый любым человеком, мог быть не повторён.
  2. Долговременная память. Этот тип памяти более обширен, в нём хранится всё то, что наш мозг считает нужным. Она формируется в основном из-за слухового и зрительного восприятия. Первым образом, при изучении какой-нибудь новой информации она переходит в кратковременную память. Для того, чтобы она закрепилась в долговременной, её нужно повторять с определённым интервалом. Долговременная память служит для многого, в том числе для накопления знаний, опыта и умений.

Память может быть разделена и по характеру запоминания деятельности:

  • непроизвольная – когда у человека нет цели для запоминания информации;
  • произвольная – человек имеет цель для запоминания.

Теории памяти

Биохимическая теория памяти

Авторы этой теории выдвинули гипотезу о двухступенчатом характере запоминания. На первой ступени, по их мнению, в мозгу происходит кратковременная (порядка нескольких секунд) реакция, которая вызывает физиологические изменения. Эти изменения имеют обратимый характер и являются механизмом кратковременного запоминания.

Теории памяти

На второй ступени — собственно биохимической — происходит образование новых белковых веществ (протеинов). Под влиянием раздражителя в нервных клетках происходят химические изменения. Клетки РНК и ДНК изменяются из-за химической реакции, которая лежит в основе процессов образом, ДНК является носителем генетической памяти, а РНК — носитель индивидуальной стадия приводит к необратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти.

Ассоциативная теория памяти

Суть ассоциативной теории состоит в том, что наш мозг перед запоминанием информации ее классифицирует, чтобы стало возможно создать ассоциативные связи. Если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление всех ее элементов.

Теории памяти

Гештальт-теория памяти

Исходным понятием является не ассоциация предметов или явлений, а их изначальная, целостная организация — гештальт. Процессы памяти определяются формированием гештальта.

Исследуя память, сторонники данной теории исходили из того, что при запоминании и при воспроизведении материал, с которым мы имеем дело, выступает в виде целостной структуры, а не сложившегося на ассоциативной основе случайного набора элементов.

Теории памяти

Яркой представительницей данного направления была Б. В. Зейгарник, которая открыла эффект памяти, названный в ее честь.

Некоторое, актуальное в данный момент времени, состояние создает у человека определенную установку на запоминание и воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых, в свою очередь, запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.

Блок Память человека. Искажения.

Память обладает способностью воспроизводить точные копии воспринятой окружающей действительности в прошлом, а также активной реконструкцией запечатлённого ранее материала. Этот дуализм нередко недооценивается переговорщиками, которые недоумевают, отчего противоположная сторона так искренне и настойчиво декларирует события, которые в действительности происходили несколько иным образом.

Элизабет Лофтус посвятила свою научную карьеру изучению феномена искажения памяти.

Так разница между предметами, которые запоминались и впоследствии воспроизводились может выглядеть следующим образом:

1. Субъект может полностью забыть событие. Так травматичные воспоминания могут полностью вытесняться в бессознательное и быть недоступными для сознательного воспоминания. Помимо этого, совершенно индифферентные события сплошь и рядом забываются «намертво». Человек забывает, что он съел на завтрак вчера, как он провел время с 11:20 до 13:10 позавчера. Субъект способен забывать даже важную и ценную информацию, такую как день рождения собственных детей и родителей.

На формирование следов памяти оказывает значительное влияние фокус внимания.

Если индивид сконцентрирован и у него есть установка запоминать определенную конкретную информацию, то скорей всего он не запомнит информацию, которая не «вписывается» в предустановленные рамки.

Окружающая действительность состоит из невообразимого количества деталей, запомнить которые человек не в состоянии.

2. Субъект способен ошибаться в локализации и/или продолжительности события или его фрагментов в пространстве и времени. Так, субъективное переживание времени способно его «растягивать» или «спрессовывать». Время порой воспринимается, как нудно долгое или в форме «краткой вспышки».

3. Субъект путает последовательность фрагментов события.

4. Субъект искажает причинные – следственные связи между фрагментами события, «вырывает» из контекста события, переосмысливает события. Происходит подстановка иных причин. Выводятся «притянутые за уши» следствия. Человек с торжеством в голосе транслирует: «Я же говорил, что так будет», — указывая на 100% правильный прогноз событий, хотя изначально рассматривалась лишь вероятность.

5. Субъект забывает или искажает источник событий.

6. Субъект забывает фрагменты событий, «обедняет» образ.

7. Субъект вносит дополнительные фрагменты в событие, которых не было, «обогащает» образ.

Игры для развития памяти

Для детей самого младшего возраста (10 месяцев — 1,5 года) существуют игры, развивающие память, например, «Найди игрушку». Сначала на глазах у ребенка кладут игрушку под одну из двух лежащих перед ним пеленок. Малыш начнет изучать их, как бы стараясь сообразить, под какой же игрушка? Сосредоточенное выражение его лица покажет, что он старается вспомнить, куда же ее спрятали. Наконец, он сдернет пеленку и обрадуется, что не ошибся. Этот опыт повторяется несколько раз, причем, игрушку всегда кладут под одну и ту же пеленку. А потом, под наблюднием малыша, ее прячут под другую. И, хотя карапуз все прекрасно видел, какое-то время он все же будет искать игрушку на прежнем месте. Так происходит потому, что именно этот вариант зафиксирован в его памяти. Позже, от 1 до 1,4 года, время поиска сокращается: теперь малыш помнит, куда вы кладете игрушку, или даже замечает выпуклость и может сообразить, что под пеленкой.

Игра «Прятки» тоже хорошо помогает развитию памяти у маленьких детишек, начиная с 8-10 месяцев. Самый простой вариант — набросить на свое лицо платок и спросить: «Где мама?», а потом открыть лицо или позволить малышу стянуть ткань. С ребенком чуть постарше, около года, можно попробовать на несколько секунд спрятаться за кресло или спинку кровати. Когда мама «исчезает», память крохи сохраняет ее образ, а когда появляется вновь, малыш испытывает неподдельную радость от совпадения этого образа и маминого облика наяву.

Ребят старше 2 лет прекрасно развивает игра «Чего не стало?» («Чего не хватает»). На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну — две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка — вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант — с исчезновением двух и более игрушек). Ответные действия детей могут быть разными. В зависимости от готовности, малыш может найти игрушку на другом столе, в комнате, на более удаленном расстоянии, выбрать табличку с названием игрушки и т.д. Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить место расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый за ширмой нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия — игра «Кто к нам пришел?», когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов за ширмой.

Есть и еще одна игра на запоминание — «Ящик». В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет.

Улучшение памяти у взрослого человека

Взрослый человек уже прошел свой максимум развития памяти. Со временем навык начинает физиологически ухудшаться – медленно и практически незаметно, на первый взгляд. Чтобы не допустить подобной проблемы, рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций:

Прогулки пешком. Ежедневная быстрая ходьба в течение 50-60 минут активирует мозговую деятельность, укрепляет организм, позволяет перезагрузить эмоции. Поэтому, если есть выбор пройтись пешком или добраться куда-либо на автобусе – смело выбирайте прогулку.

Полноценный сон. Мозгам нужно отдыхать, как и телу. В противном случае значительно ухудшается когнитивная активность. В сутки человеку нужно примерно 8 часов сна. Индивидуальный параметр зависит от повседневной активности.

Правильное питание. Переедание, фастфуд, жирная и тяжелая пища, сладкое и другие вредные продукты ухудшают мозговую активность. Во время переваривания пищи происходит замедление мозговой активности, поэтому после переедания трудно сосредоточиться.

Чтение ежедневно. Эффективным считается затрачивание хотя бы часа в сутки на чтение. Не имеет значения, какую информацию вы воспринимаете: статью в интернете, художественную литературу или учебные параграфы.

Изучение иностранных языков. Никогда не поздно начать учить иностранный язык, который вам нравится. Можно даже начинать учить несколько языков сразу. При этом процессе задействуется огромное количество центров коры, значительно улучшаются когнитивные навыки.

Сохранение позитивного настроя. Положительные эмоции хорошо сказываются не только на психологическом, но и на физическом здоровье. Умение расслабляться, отпускать переживания, бороться со стрессами – полезный навык, помогающий сохранять высокий интеллект.

Интеллектуальные игры. В свободное время можно заняться одиночными или групповыми играми для развития памяти. Существует множество настольных игр, специальных приложений, сайтов и так далее.

Развитие разных методов восприятия. При развитии памяти нужно помнить о том, что каждая ее разновидность важна, Поэтому тренируйте запоминание на слух, зрительное, запоминайте последовательность движений, запахи и так далее.

Не старайтесь делать исключительно упражнения или проходить специальные тренировки на сайтах, игнорируя полноценный сон и правильное питание. Физические нагрузки не менее важны, чем чтение, а прогулки на свежем воздухе активируют мозговую деятельность так же, как и игра в шахматы. Соблюдение баланса между физическим и психологическим здоровьем – оптимальный путь к сохранению ясного ума и хорошей памяти.