Гиперактивность у детей. Откуда она берется и что с ней делать?

·         Как отличить активного ребенка, от гиперактивного

Что делать?

Сначала следует установить причину гиперактивности ребенка, проконсультироваться со специалистами. В случае если невропатолог назначит лечебный курс, массаж и соблюдение особого режима, нужно строго следовать его предписаниям.

Важно создать вокруг вашего чада спокойную, благоприятную обстановку, так как малейшие разногласия в семье только заряжают ребенка негативными эмоциями. Общение с гиперактивным ребенком должно быть спокойным, мягким, так как тот восприимчив к настроению своих родителей и близких людей.

Что такое СДВГ

СДВГ или синдром дефицита внимания и гиперактивности — это расстройство поведения, связанное со сложностью концентрации внимания и повышенной возбудимостью, импульсивностью.

Диагноз ставит врач-невролог. СДВГ может быть как у детей, так и у взрослых. У мальчиков гиперактивность встречается чаще, чем девочек.

С точки зрения неврологии СДВГ расценивается как хронический синдром. Однако, есть мнение, что при правильном поведении взрослых 30% деток «перерастают» этот диагноз или приспосабливаются к нему по мере взросления.

Немного медицинских фактов

В шестидесятые годы гиперактивность, или такое состояние, когда возбудимость человека и связанная с ней активность выше нормы, рассматривалась врачами как патология, объясняя это, пусть и на минимальном уровне, но всё-таки нарушением мозговой деятельности.

Спустя двадцать лет, чрезмерная энергичность была признана самостоятельным заболеванием под названием синдром дефицита внимания с гиперактивностью, так как такие дети имеют проблемы с усидчивостью и памятью. Их мозг сталкивается с затруднениями при обработке информации, они невнимательны, импульсивны и не могут долго сосредотачиваться на одном процессе.

Немного медицинских фактов

Симптомы гиперактивности начинают проявляться в возрасте двух-трёх лет, но родители обычно обращаются за помощью педиатров и психологов ближе к семи-восьми годам, когда от детей ждут усидчивости и самостоятельности, а нарушения в психическом развитии не позволяют этого.

Среди причин возникновения таких осложнений учёные выделяют:

  • родовые травмы (затяжные, тяжёлые, преждевременные роды);
  • образ жизни и осложнения во время беременности (тяжёлые условия труда, вредные привычки, внутриутробные инфекции);
  • наследственную предрасположенность.
Немного медицинских фактов

Следует отметить, что мальчишки в 4 раза чаще страдают гиперактивностью. Виной тому природные причины: они крупнее, а мозг созревает позже, поэтому у них больше предрасположенность к травмам при родах и во время вынашивания малыша.

Как понять, что ребенок гиперактивный?

Для того чтобы разобраться является ли ребенок гиперактивным необходимо знать основные симптомы этого синдрома, которые проявляют не менее 6 месяцев подряд.

  1. Первые проявления СДВГ можно наблюдаются у новорожденного. Такие дети очень чувствительны к внешним раздражителям. Они пугаются яркого света, громких звуков, плохо спят, капризничают без явной причины.
  2. На первом году жизни движения малыша долго имеют хаотичный, неосмысленный характер. Ребенок кажется неуклюжим. Развитие речи опаздывает по сравнению со сверстниками.
  3. Затяжной кризис трех лет, адаптация ребенка в детском саду, что увеличивает физические и психологические нагрузки на организм ребенка, приводит к усилению проявления симптомокомплекса гиперактивности. Такие дети не могут выполнять точные просьбы воспитателя, удерживать внимание на одном предмете, долго сидеть на месте. Главная задача родителей и воспитателей в этот период вовремя заметить, распознать и помочь малышу справится с этим расстройством.
  4. Значительное ухудшение в поведении, невнимательности проявляется у ребенка при посещении подготовительных занятий перед школой. В этот период происходит наибольшее количество обращений к психологам за помощью и для коррекции. Дети в этот период быстро переутомляются. Их эмоциональное развитие запаздывает и проявляется в негативизме, упрямстве, вспыльчивости. Они сложно и долго выстраивают взаимоотношения с другими детьми. Часто конфликтуют. Самооценка занижена. Успеваемость низкая даже при высоких показателях интеллекта. Они часто допускают нелепые ошибки из-за невнимательности. Постоянно отвлекаются на посторонние раздражители. Не могут усидеть на месте, ходят по классу. Не реагируют на замечания взрослого.
  5. После 7—8 лет синдром приобретает ярко выраженные симптомы. Успеваемость низкая. Невнимательность, неусидчивость, неспособность выслушать или прочитать до конца задание, не доведение начатых дел до завершения, забывчивость, отстраненность, сменяющаяся импульсивностью.
Читайте также:  Системная красная волчанка — неизлечимое заболевание

Причины

Ученые установили, что СДВГ возникает в результате сочетательного воздействия нескольких негативных факторов. Так, причинами СДВГ у детей дошкольного возраста могут быть:

  • возраст женщины на момент рождения первенца меньше 18 лет;
  • генетическая предрасположенность;
  • резус-конфликт у матери и плода;
  • наличие у кого-нибудь из членов семьи психиатрических диагнозов;
  • тяжелая беременность с плацентарной недостаточностью и угрозой выкидыша;
  • гипоксия плода;
  • появление новорожденного на свет раньше акушерского срока;
  • сложные роды или стремительная родовая деятельность;
  • дефицит массы тела плода при рождении;
  • обвитие шейки плода пуповиной, асфиксия плода;
  • сердечная недостаточность, порок сердца у малыша;
  • бронхиальная астма и пневмония у детей в раннем возрасте;
  • заболевания мочевыделительной системы;
  • кровоизлияния в мозг у младенца в результате травмы головы;
  • употребление женщиной во время беременности алкоголя и психоактивных веществ;
  • перенесение женщиной во время беременности тяжелых инфекционных заболеваний;
  • тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные в младенчестве и раннем детстве;
  • неблагоприятная экологическая обстановка в том регионе, где проживает семья;
  • психические отклонения личности;
  • слабое развитие когнитивных функций;
  • нарушения в функционировании лобных долей мозга;
  • употребление в пищу большого количества ароматизаторов, пищевых добавок, салицилатов;
  • повышенное содержание свинца в организме;
  • асоциальная обстановка дома.

Причины СДВГ у детей обусловлены генетикой. Однако при правильном воспитании и благоприятной социально-психологической обстановке в семье проявления СДВГ удается успешно корректировать.

Профилактика гиперактивности

  • отказ будущих родителей от вредных привычек;
  • генетическое обследование беременной;
  • ведение беременности гинекологом;
  • адекватная тактика акушера в родах;
  • раннее обследование новорожденного у детского невролога при наличии подозрительных симптомов.

Врачи:

Детская клиника Роща Завьялова Ирина Ринатовна Детский невролог Яремина Наталья Евгеньевна Детский невролог, детский эпилептолог, врач функциональной диагностики Новячкова Евгения Ивановна Детский невролог, детский функциональный диагност Тяпкина Светлана Николаевна Детский невролог высшей категории, врач функциональной диагностики Записаться на прием Детская клиника Панжинская Татьяна Юрьевна Детский невролог, врач I категории Анпилогова Ирина Энгельсовна Детский невролог, эпилептолог, кандидат медицинских наук Асекова Бурлиянт Арсланбековна Детский невролог Гончарова Евгения Олеговна Детский невролог Тяпкина Светлана Николаевна Детский невролог высшей категории, врач функциональной диагностики Записаться на прием Детская клиника Грамотеева Лариса Григорьевна Детский невролог, детский эпилептолог Записаться на прием Детская клиника Пронькинова Ирина Георгиевна Детский невролог, детский эпилептолог Записаться на прием Детская клиника Кузьмина Валентина Юрьевна Детский невролог, к.м.н. Чагирева Полина Николаевна Детский невролог Записаться на прием

Читайте также:  7 типов вегето-сосудистой дистонии: отличия, симптомы, диагностика.

Пути решения

Для определения направления действий в отношении коррекции поведения ребенка важно вспомнить возможные причины и найти конкретные для индивидуального случая. То есть менять нужно не ребенка, а его микро- (семья) и макроокружение (детский сад, социум), климат вокруг него (социальную ситуацию развития).

Прежде всего, нужно найти союзников. Под ними подразумевается обращение к:

  • штатному психологу;
  • педагогу (воспитателю);
  • дефектологу учреждения, в котором занимается ребенок.

Только сообща можно обеспечить работу над макро- и микросоциумом. Ребенку с гиперактивностью нужно комплексное психолого-медико-педагогическое (социальное) сопровождение. Во многих образовательных учреждениях в настоящее время функционируют ПМПК (психолого-медико-педагогические консилиумы). Если есть такая возможность, то лучше обратиться сразу туда.

Важно вести активную работу по совершенствованию семьи. Далее приведем общие рекомендации родителям по взаимодействию с гиперактивным ребенком.

  1. Будьте последовательны, тверды и реальны в своих требованиях, поощрениях и санкциях (фразы типа «я не знаю, что с тобой сделаю» или «я тебя убью» категорически не подходят).
  2. Помните, что ваш ребенок особенный, а не вредный (он не хочет вам «напакостить»).
  3. Контролируйте действия ребенка, совершайте их вместе.
  4. Старайтесь избегать грубых и однозначных ответов (запретов), аргументированно объясняйте ребенку, почему вас расстраивают его действия или почему так нельзя себя вести.
  5. Ориентируйтесь на взаимопонимание и доверие.
  6. Будьте адекватны (не потакать, но и не требовать невозможного).
  7. Расположите ребенка к себе, удивляйте, привлекайте его внимание (неожиданная шутка, копирование его поведения).
  8. Наберитесь терпения (вам нужно свыкнуться с мыслью, что повторять свои просьбы нужно часто, забудьте фразы «сколько можно повторять» и «я больше не буду повторять тебе». Будете, но спокойным и ровным тоном, и до тех пор, пока вас не услышат).
  9. Вызывайте интерес ребенка, подкрепляйте слова действиями, картинками, жестикуляцией, наглядностью («Давай собирать игрушки на скорость, кто победит, тот получит на свою доску жетон. Смотри, какой он красивый!»).
  10. Всегда слушайте ребенка и реагируйте на него.
Пути решения

Важно также следить за взаимоотношением с супругом, подавать личный пример ребенку в поведении (крики могут научить только крикам).

Рекомендуется составить распорядок дня. Что важно, он должен быть общим для всех членов семьи, а не только для ребенка. Избегайте переутомлений, перегрузок, шумных мест, создайте рабочее место для ребенка с минимумом внешних раздражителей.

  • В работе с гиперактивным ребенком важную роль занимает система поощрений и наказаний. Она обязательно должна быть.
  • Но категорически нельзя использовать физические или морально оскорбляющие наказания и денежные поощрения.
  • Допустимо введение баллов, исполнение желаний. Не скупитесь на похвалу.
  • Однако вместе с этим стоит учитывать, что гиперактивные дети плохо реагируют на убеждения.
  • Если есть необходимость наказания, то лучше лишить ребенка сладкого, развлечения, поставить в угол. Но! Предварительно четко скажите: «Я прошу тебя …, если не сделаешь, то я буду вынуждена забрать у тебя телефон на день».

Составьте «договор» о разделении обязанностей. Для формирования самоконтроля ребенок обязательно должен иметь исключительно свои обязанности по дому. При этом важно учитывать возраст ребенка, особенности развития и личные предпочтения. Все должно проходить в сотрудничестве. Помогайте, но не выполняйте работу за него. Следует давать простые односоставные задания. Лучше несколько маленьких, но по очереди.

Читайте также:  Передается ли по наследству рассеянный склероз или нет?

Избыточную активность применяйте с пользой. Выясните, какие способности имеет ваш ребенок, и что ему интересно. Например, можно пойти на плавание.

Не путайте, пожалуйста, контроль за действиями ребенка с тотальным контролем над его жизнью. Позвольте ему набираться опыта, ошибаться, совершать ошибки: опаздывать, получать двойки, терять друзей (но с вашей подсказки, конечно же, возвращать).

Как лечить СДВГ?

Терапия СДВГ носит индивидуальный характер в зависимости от симптоматики, которая присутствует у конкретного больного. К каждому пациенту необходимо применять комплексный подход с использованием разных методик лечения.

Психотерапия

Детям с симптомами СДВГ показано лечение у врача-психотерапевта. Доктор данного профиля выполняет оценку степени тяжести поведенческого расстройства, выясняет причины, которые способствуют появлению признаков поведенческого расстройства.

Возможно, это негативное влияние окружающих людей или неудовлетворительные условия в детском саду, школе, дома. Необходимое количество сеансов психотерапии определяется врачом.

Работа в семье

Родители ребенка, страдающего от СДВГ, должны постоянно контролировать его поведение. Больного следует все время держать под присмотром, не допускать возникновения потенциально опасных ситуаций.

Дети с данным поведенческим расстройством могут выполнять действия без осознания своих поступков. Например, сделать поджог, перевернуть горячую воду, вылезть на подоконник с открытым окном. Поэтому родители должны проявлять максимальную концентрацию внимания.

Медикаментозная терапия

С целью стимулирования концентрации внимания у детей с СДВГ используют препарат Риталин. Данный медикамент назначается только в крайних случаях, когда из-за постоянной отвлеченности ребенок не усваивает общеобразовательную программу, повышается риск развития умственной отсталости.

Режим дозирования Риталином определяется лечащим врачом, так как данный медикамент обладает большим количеством побочных эффектов.

Правильное питание

В рационе ребенка, больного СДВГ, должны присутствовать только биологически полезные продукты, улучшающие функцию коры головного мозга, а именно:

Как лечить СДВГ?
  • грецкие орехи;
  • мед, собранный из разнотравья;
  • отварное мясо кролика, индейки, телятина;
  • свежие овощи и фрукты;
  • зелень;
  • бобовые;
  • творог;
  • твердый сыр;
  • рыба и другие морепродукты.

Под категорическим запретом находятся кондитерские изделия, полуфабрикаты, колбасы. Нарушение режима питания, употребление некачественной пищи, может привести к отсталости в физическом развитии ребенка.

Социальная поддержка

Дети, больные СДВГ должны воспитываться, а также получать образование только в атмосфере терпимости и взаимопомощи. Люди, окружающие ребенка с подобным диагнозом, не только контролируют его действия, но и также разъясняют то, как правильно поступать в той или иной ситуации.

Витаминотерапия

Для поддержания функциональной активности центров головного мозга, улучшения когнитивных функций и повышения внимания, детям с диагнозом СДВГ назначают прием витаминов группы В.

В данном случае могут быть использованы поливитаминные комплексы:

  • Solaray;
  • Natrol;
  • Now Foods B-50;
  • Thompson;
  • Триовит.

Режим дозирования поливитаминными комплексами зависит от возраста ребенка. Назначение терапии данными препаратами должно осуществляться врачом-педиатром.

СДВГ — это синдром дефицита внимания и повышенной гиперактивности, который встречается у детей всех возрастных групп. Данное заболевание характеризуется выраженными нарушениями поведения, сопровождается невозможностью сконцентрироваться на объектах окружающей среды, проявляется импульсивностью действий.

Лечение неврологического синдрома предусматривает использование методов психотерапии, приема поливитаминных комплексов, организации правильного питания. Основная опасность СДВГ заключается в том, что ребенок теряет возможность полноценного усвоения общеобразовательной информации, не способен налаживать социальные связи со сверстниками.