Детские нервные болезни. Нервные заболевания у детей

Наши предки имели сильную нервную систему, но управляли ими люди со слабой нервной системой. С каждым новым поколением увеличивается число людей со слабой нервной системой. Однако и у слабой, и у сильной нервной системы есть свои скрытые неоспоримые преимущества.

Заболевания нервной системы у детей

Нервную систему подразделяют на центральную (ЦНС) и периферическую. Ее деятельность отвечает за работу всего человеческого организма и обеспечивает взаимосвязь всех систем и органов. Благодаря нервным окончаниям обеспечивается чувствительность тела человека и его способность к движению.

важноКак показывает медицинская практика, не существует таких детских болезней, которые не отражались бы на нервной системе. Чем младше пациент, тем более своеобразно реагирует и нервная система.

Реакция может быть разной: от нарушения дыхания и кровообращения до поражения мозга и его оболочек. Нервная система детей уязвима настолько, что даже самые малые ее патологии ведут к серьезным заболеваниям.

Распространенные заболевания нервной системы у детей

Далее описаны наиболее часто встречающиеся у ребенка болезни нервной системы.

Аффективно-респираторные приступы (задержка дыхания)

Когда ребенок плачет, происходит задержка дыхания, в легких не хватает воздуха, отмечается покраснение, затем посинение, и малыш перестает дышать. В таком случае возможно кислородное голодание, а иногда и судороги.

Лечение: предоставить доступ свежего воздуха, перевернуть ребенка так, чтобы запавший язык не препятствовал дыханию.

информацияМожно умыть ребенка холодной водой, но не предлагать пить, потому что малыш во время приступа не может глотать.

Чтобы не допустить задержку дыхания, нужно отвлечь ребенка и избегать конфликтных ситуаций. В этом случае нужно проконсультироваться с врачом во избежание эпилепсии и нарушения ритма сердца.

Нарушения сна

  • Ночные кошмары. Возникают при нарушениях дыхания (астма, заложенность носа, аллергия), травмах, если в помещении душно или жарко. Такие нарушения случаются в возрасте 8-9 лет.
  • Страхи: малыш просыпается с криками, не узнает окружающих, его трудно успокоить, у него учащенное сердцебиение, расширены зрачки, искажено выражение лица.

    Через пару минут ребенок успокаивается и сам засыпает. Проявляются в 4-7 лет.

  • Лунатизм (хождение во сне, сомнамбулизм): ребенок поднимается с кровати, ходит по комнате, разговаривает, может сходить в туалет и снова укладывается спать в свою или другую постель.

Заболевания нервной системы у детей

Лечение: при ночных страхах, снохождении и кошмарах необходимо успокоить ребенка, уложить в кроватку, но не будить. Необходима консультация врача, который назначит легкие успокоительные препараты. Не допускайте, чтобы перед сном малыш смотрел фильмы или сказки, которые могут испугать его, не оставляйте открытыми двери и окна, придерживайтесь режима дня.

Все активные и подвижные игры оставьте на утро, вечером почитайте сказку, послушайте спокойную музыку.

Неловкость

Все малыши слегка неловки, что проявляется, когда ребенок учится самостоятельно одеваться, ходить держать ложку и т.д.

Но когда неудачи ребенка вызывают у него раздражительность и беспокойство, родителям следует обращаться к специалистам: невропатологу и психологу с целью определить причину и характер нарушений как можно раньше.

В случае если обнаружено поражение мозга, не стоит отчаиваться, т.к. существует множество способов коррекции и лечения таких нарушений.

Повышенная возбудимость

Характеризуется не только подвижностью, но и беспокойством ребенка. Таким детям трудно сконцентрироваться, они совершают много лишних движений, когда что-то делают, у них происходит быстрая перемена настроения, случаются частые приступы гнева.

важноОчень важно провести коррекцию такого поведения как можно раньше, т.к. оно может стать причиной антисоциальных поступков в более взрослом возрасте.

Аллергия может стать причиной для подобного расстройства. При необходимости можно обратиться за помощью к психиатру, невропатологу или аллергологу.

Основные причины заболеваний нервной системы

  • Наследственность: когда в близком окружении ребенка есть случаи алкогольной или наркозависимости, психические расстройства, болезни нервной системы.
  • Экология: большое значение имеет та экологическая обстановка, в которой находится будущая мама малыша.
  • Инфекционные заболевания, перенесенные женщиной в период беременности и в раннем возрасте ребенка.
  • Психоэмоциональные потрясения, недосыпание.
  • Воздействие ядов и токсических веществ.
  • Различного рода опухоли.
  • Недостаток витаминов и питательных веществ.
  • Слабый иммунитет, что характерно для маленьких детей.
  • Психотип ребенка: у легковозбудимых детей случаи расстройства нервной системы отмечаются намного чаще.

Препараты

Нарушения детской психики порой могут обрести форму заболевания, при этом эмоциональная несостоятельность требует определенного лечения. Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это одно из таких нарушений, при котором ребенок неспособен концентрироваться на определенном виде деятельности (например, учиться) и контролировать свое эмоциональное состояние. В таких случаях врачи часто назначают медикаментозную терапию, которая включает такой препарат, как «Атомоксетин». Однако в большинстве случаев достаточно просто давать витамины для памяти и работоспособности ребенка.

Признаки слабой НС в раннем возрасте

Что характерно для впечатлительных детей? Уже с самых ранних лет они отличаются чрезвычайной чувствительностью и восприимчивостью. При этом слабая нервная система у ребенка позволяет ему с легкостью замечать даже самые незначительные изменения, которые происходят в настроении окружающих людей. Помимо этого, такие детки слышат даже самые слабые звуки, шорохи, и видят незначительные оттенки. Такой ребенок может заметить даже то, что недоступно многим из его окружения. Это, например, легкая тень досады или искорка радости на лице собеседника, а также незначительные изменения в походке человека, в его костюме, сделанные им незаметные для многих движения.

При слабой нервной системе у ребенка у него очень эмоционально проходит процесс чтения книг и просмотра фильмов. Сюжет настолько захватывает этих детей, что нередко на их глазах можно увидеть слезы. И даже после чтения и просмотра, несмотря на то что заставившие поволноваться события уже в прошлом, воспоминания о них вызывают в душе ребенка со слабой нервной системой необъяснимую боль.

У таких деток имеет место повышенная нервозность и чувствительность и в тех случаях, когда они оказываются в необычной и незнакомой обстановке и должны что-нибудь самостоятельно делать или решать. И пусть это будет даже какой-нибудь пустяк, но напряжение ребенка можно увидеть даже по его лицу.

Дети со слабой нервной системой выделяются среди всех остальных в физической работе и в учебной деятельности. Учителю работать с такими учениками значительно проще. Он с легкостью приучает их к тщательному выполнению повседневных дел, в отличие от детей, обладающих сильным типом нервной системы, особенно холериков и сангвиников. Впечатлительные ученики лучше работают при создании однообразных условий. Таким детям несложно привыкнуть к режиму дня. Дело в том, что однообразная деятельность не вызывает большого возбуждения, что у ребенка со слабой нервной системой является своеобразной защитой от перерасхода сил и быстрой утомляемости. Все это должны принимать во внимание учителя и родители впечатлительных детей, не нагружая их, помимо всего прочего, напряженной и длительной умственной или физической работой. Ведь такие задания будут слишком утомительны для маленького человека.

Следует также иметь в виду, что дети со слабой нервной системой очень быстро устают при создании новых условий. То есть их обучение в первом и пятом классе становится особенно сложным. Лучше всего они смогут работать дома, где им никто не сможет помешать, или же сидя за отдельным столом в тихой библиотеке. В случае создания напряженной и шумной обстановки ученики со слабой нервной системой плохо справляются с заданием. Ведь легкие задачи для них тут же становятся тяжелыми. При прохождении экзаменов, а также в период иных волнующих событий такие дети, как правило, вялы или пассивны, крикливы или раздражительны. Они выглядят больными или обессиленными.

Впечатлительные ученики, в отличие от своих сверстников, обладающих сильной нервной системой, часто скованы в случаях, требующих от них действий согласно сложившейся обстановке. Если учитель задает таким детям неожиданный вопрос, то ответить на него сразу им сложно. Как правило, в такие моменты ученик имеет растерянный вид и напряженное лицо, не зная, куда себя деть.

При сдаче экзаменов такие дети проявляют излишнее волнение. Это приводит к потере аппетита, к возникновению бессонницы или чревато ночными кошмарами. В таких ситуациях любое посильное дело кажется неподъемным, а уже решенная задача, имеющей неверный ответ. После успешной сдачи экзаменов чувствительные дети успокаиваются и недоумевают по поводу своих уже прошедших волнений. Но подобное при возникновении схожих обстоятельств непременно повторится вновь.

Впечатлительные детки порой обижаются из-за пустяка. Они могут даже заплакать, если перед их появлением была завершена беседа или не передана шутка (не над ними), вызвавшая у всех веселье.

Как укрепить нервную систему ребёнка

Физиологической особенностью нервной системы ребенка является слабость и несовершенство ее регуляции. Речь идет о детях до пяти лет.

Именно поэтому они не могут сдерживать своих эмоций, бурно реагируют на обиды, долго переживают по поводу неприятных для них событий. Им весьма трудно сидеть на одном месте и заниматься монотонными делами.

Как же укрепить нервную систему ребенка? Какие методы могут помочь в этом?

Каждый ребенок до года становится личностью, ведь рождается он просто индивидуумом, вначале отождествляемым со своей мамой. Развитие и общение, проявление генетических факторов, познание внешнего мира формирует в крохе тип нервной системы. Их есть четыре.

Дети с сангвиническим типом энергичны, всегда в движении, полны сил, легко переключаются с одного вида занятий на другие. Флегматики по сравнению с сангвиниками более медленны. Они спокойные и уравновешенные. Холерики — самые быстрые дети, энергичные, им трудно контролировать себя.

Именно малышам с холерическим типом нервной системы характерны вспышки гнева и быстрые смены настроения.

Меланхолики — это застенчивые, медлительные, скромные дети. Они обидчивы, часто одиноки и боязливы.

Психологи советуют родителям определиться с типом нервной системы своего чада и учитывать его в процессе воспитания. Так, к примеру, резкие и громкие запреты не должны звучать в сторону меланхоликов.

А с холериками порой можно применять жесткие методы контроля, потому что спокойные замечания они порой и не слышат.

Есть много способов укрепления нервной системы ребенка вне зависимости от ее типа. Они направлены на успокоение, улучшение эмоционального и психического состояния девочки или мальчика.

Главное, по мнению психологов, чтобы детей окружали уравновешенные и мудрые взрослые, которые по пустякам не повышают голос и обладают терпением по отношению к ребенку.

Итак, вот простые и доступные всем родителям способы укрепления нервной системы детей:

  1. Положительные эмоции. Контроль настроения ребенка — важная составляющая его физиологического и нервного состояния. Катание на мяче, совместное выполнение утренней зарядки, прогулки, походы в зоопарк дарят малышу положительные эмоции и поддерживают хорошее настроение. Есть множество занятий, которые нравятся ребенку, развивают его и придают уверенность в себе, благотворно влияя на нервную систему.
  2. Расслабляющий массаж. Его выполняют с использованием масел лаванды, мяты, мелиссы. Лучше, если манипуляцию сделает квалифицированный специалист. Обычно такие процедуры назначают легко возбудимым детям, тем, кто перенес нервные потрясения, утраты. Расслабляющий массаж длится около получаса и проводится курсом в 10-15 сеансов.
  3. Правильное питание. Оно является основой укрепления детской нервной системы. Диетологи акцентирую на том, чтобы в рационе ребенка не было сладких напитков, особенно газировки, полуфабрикатов, крепкого чая. Обязательным является наличие в меню жирных сортов рыбы, овсянки, масла сливочного, фасоли, кисломолочных продуктов, ягод, нежирной говядины. Иногда легко возбудимым детям рекомендуется прием поливитаминов. В таких комплексах есть все необходимые малышу суточные дозы витаминов и микроэлементов. Ведь, например, недостаток кальция в организме малыша — это не только негативное влияние на костную систему, а и возможные нервные тики, кожный зуд и даже судороги. Гиперактивность наблюдается у детей, в рационе которых не хватает магния, витаминов группы В.
  4. Физическая активность. Миелинизация (защита) нервных волокон ребенка связана с физическими нагрузками. Они тонизируют, улучшают настроение, придают бодрость. Прекрасно подходит для детей разного возраста плавание, для старшего — йога.
  5. Режим дня. С ним нервная система малыша функционирует как часики. Жизнь по распорядку, достаточное количество сна, прогулок и свежего воздуха, режим питания как нельзя лучше влияют на нервную и сердечно-сосудистую системы детей.

Итак, укрепление детской нервной системы целиком зависит от родителей, их внимания, знаний, заботы и мудрости.

Читайте также:  Гемипаретическая форма ДЦП: : причины, виды и терапия