Афазия — причины, симптомы, лечение в Москве

Афазия — это нарушение уже сформированных речевых навыков. При таком расстройстве слух, артикуляция и восприятие речи, обычно, сохраняются. Чаще всего такое заболевание развивается после инсульта, который приводит к повреждению участков головного мозга. Невролог исследует речевые функции и определяет вид развившегося нарушения. Одним из наиболее серьезных вариантов является сенсомоторная афазия.

Афазии — что это?

Афазия — заболевание, представляющее собой расстройство речи. Заболевание характеризуется утратой способности пользоваться словами для выражения мыслей и общения с окружающими людьми, понимания речи при сохранности функции артикуляционного аппарата, и слуха.

Выделяются виды афазии:

  • моторная афазия – неспособность воспроизводить звуки;
  • сенсорная афазия – полное непонимание речи, невозможность дифференцировать звуки;
  • амнестическая афазия – неспособность называть предметы, но сохранение возможности их описания;
  • семантическая афазия – неспособность понимать речевые формулировки, отражающие пространственные отношения;
  • динамическая афазия – отсутствие речевой инициативы, нарушение спонтанной речи.

Что такое дисфазия развития?

Под дисфазией понимают стойкое недоразвитие или полное отсутствие речи у ребенка. Связана такая патология с определенными органическими поражениями в коре головного мозга, который отвечает за развитие речевых навыков. Дисфазию нередко путают с афазией, при которой ребенок перестает говорить в связи с утратой навыков речи. Происходит это в результате тяжелых травм, заканчивающихся сотрясением, заболеваний сосудов или операции на коре головного мозга, а также при его опухолях.

Дисфазия всегда начинает проявляться в перинатальном или раннем периоде развития речевых навыков у младенца. Степень тяжести заболевания при обращении к врачу устанавливается исходя от времени поражения систем головного мозга. Самым опасным периодам считается 3 – 4 месяц беременности. Ребенок при таком заболевании не только не может разговаривать, но и зачастую плохо понимает речь окружающих людей.

СПРАВКА! Дисфазию в российской классификации болезней именуют как алалия. Этот термин нельзя путать с распространенным заболеванием дислалией, при котором речь у ребенка имеется, но сильно искажена. Различные источники также дают однотипные названия для дисфазии – это «ранняя детская дисфазия» или «дисфазия развития».

Классификация афазий

Для выделения и описания отдельных видов заболевания в России используется преимущественно классификация советского психолога Александра Романовича Лурия. Таблица, данная ниже, демонстрирует, чем характеризуются виды афазий.

Классификация афазий
Вид Характеристика
Эфферентная моторная Причиной развития отклонения является воздействие на двигательный речевой центр, расположенный в головном мозге. Заболевание проявляется в грамматических ошибках и в сложности перехода от одной единицы речи к другой. Наблюдаются значительные проблемы с письмом и чтением.
Динамическая Динамический вид заболевания провоцируется нарушениями функционирования области коры, расположенной вблизи двигательного центра речи. Такая афазия характеризуется сложностями в последовательном выстраивании высказывания.
Афферентная моторная Развитие отклонения происходит вследствие нарушений в работе задней части центральной области и теменной области коры головного мозга. У больных наблюдаются проблемы с подбором необходимого звука из нескольких звуков с похожей артикуляционной позицией.
Сенсорная Недуг развивается в ходе нарушения функций фонематического слуха. Больной, утративший способность различать фонемы в составе слов, испытывает трудности с восприятием акустической информации.
Акустико-мнестическая Акустико-мнестическая афазия наблюдается при поражении связи между слуховым анализатором и центром памяти. Заболевание характеризуется заторможенной и скудной речью, избытком парафраз и опущением существительных.
Оптико-мнестическая У пациентов, страдающих от этой формы афазии, наблюдается нарушение связи между воспринимаемым зрительным образом и его названием. Сохраняется способность описания предмета. Речь беглая, возможны неточности при подборе слов.
Семантическая Семантическая форма заболевания характеризуется распадом симультанного (одновременного) анализа и синтеза речи и выражается в неспособности понимать сложные грамматические структуры речи.
Амнестическая Амнестическая афазия наблюдается при дефектах функционирования теменной и височной зоны. Отличается неспособностью пациента указать название предмета.

Как показывает таблица, развитие разных форм афазии наблюдается при поражении того или иного участка головного мозга, однако в большинстве случаев затрагивается сразу несколько отделов, что говорит об условности классификации. Виды афазии развиваются параллельно, объединяя симптомы и в равной мере влияя на речь больного.

Причины динамической афазии

Динамическая афазия – это местное отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи в связи с невозможностью формирования внутренней речи и её высказывания. Чаще всего возникает в результате поражения префронтальной области левого полушария у правшей и наоборот, то есть отделов третьего функционального блока – активации, регуляции и планирования речевой функции.

Читайте также:  Депрессия. Описание, причины, симптомы, виды и лечение депрессии

Впервые синдром динамической афазии был открыт в середине прошлого века в 1934 году врачом и исследователем Карлом Клейстом. Он выдвигал гипотезу, что при данном виде афазии происходит нарушение формирования спонтанной речи.

Позднее этой темой заинтересовался А.Р. Лурия, который в свою очередь предположил, что несмотря на нарушение развёрнутой спонтанной речи моторная и сенсорная составляющие сохраняются у пострадавшего.

Динамическая форма афазии характеризуется нарушением образования письменной и устной активной речи, возникают сложности в восприятии некоторой информации и выполнении определённых мыслительных процессов.

При этом пациенты с подобными формами афазии не способны самостоятельно построить предложение, имеют затруднение в правильном построении слов, что приводит к большому количеству грамматических ошибок. Таким людям сложно воспринимать глаголы и исполнять какие-либо команды и действия.

В основе формирования патологического процесса лежит нарушение функционирования корковых структур в области центра речи головного мозга. В случае динамической афазии у больных повреждается задне-лобные отделы левого полушария – в месте, локализующимся в непосредственной близости от зоны Брока.

Этот факт влияет на особенности проявления данной формы афазии – снижение произнесённой речи. Речь пациента становится «бедной», отсутствуют или пропускаются глаголы, больному требуются стимулирующие вопросы.

Существует достаточно большое количество факторов риска, к основополагающим из которых относят:

  • Отягощённый семейный анамнез;
  • Пожилой и старческий возраст;
  • Заболевания сосудов в том числе атеросклероз;
  • Артериальная гипертензия;
  • Ревматические заболевания сердца;
  • Механические травмы и оперативные вмешательства на головном мозге.

Среди причин афазии первенство занимают сосудистые заболевания головного мозга – дисциркуляторные энцефалопатии, острые нарушения мозгового кровообращения. Кроме этого, к афазии приводят заболевания воспалительного характера (менинго-энцефалит, абсцесс головного мозга), заболевания центральной нервной системы хронического течения – болезнь Пика, болезнь Альцгеймера, онкогенные заболевания доброкачественного и злокачественного характера, черепно-мозговые травмы.

Сенсомоторная афазия

При сочетании сенсорной и моторной афазии возникает частичная или полная утрата речи. Такой вариант возможен вследствие травм, опухолей, энцефалита и менингита, после инсульта. Считается наиболее тяжелой формой и с трудом поддается лечению.

Основные симптомы

Нарушены функции нижней лобной извилины и верхней доли височной области. Больной не может воспринимать и произносить слова, при этом слух сохраняется. Из-за таких симптомов заболевание имеет другое название — акустико-гностическая афазия, которая имеет следующие признаки:

  1. Спонтанная нечленораздельная речь, напоминающая мычание;
  2. Рассеянность и сонливость;
  3. Неспособность сконцентрироваться;
  4. Частичный паралич мышц;
  5. Апатия.

Вызвать серьезные осложнения могут и другие заболевания: повторное кровоизлияние, артериальная гипертония, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет.

Методы лечения

Если у больного сенсорная афазия, лечение будет сложным и длительным. Назначаются упражнения для восстановления речевой функции со врачом-логопедом и препараты, стимулирующие мозговое кровообращение. Если присутствует абсцесс или гематома, будет проведена нейрохирургическая операция. К другим методам относятся иглорефлексотерапия и электрофорез.

Основные лекарства, назначаемые при нарушении речи:

  1. Церебролизин — ноотроп и нейропротектор, ускоряет метаболизм, усиливает нейромодуляцию и обеспечивает нейротрофическую активность. Терапия длится около года.
  2. Вазобрал — комбинированный препарат, содержит кофеин и адреноблокатор. Улучшает мозговое кровообращение, расширяет сосуды, не оказывая влияние на артериальное давление. Средство назначают на 2−3 месяца.
  3. Пиритинол — стимулирует метаболизм, стабилизирует мембраны клеток и защищает нейроны мозга от гипоксии. Является производным витамина B6 (пиридоксина), необходимого для нормального функционирования нервной системы. Терапия после инсульта проводится 3−4 месяца.
  4. Пирацетам — известный ноотроп, производное ГАМК (гамма-аминомасляной кислоты) — важного нейромедиатора. Улучшает обмен веществ и микроциркуляцию, влияет на связи между полушариями. Обычно применяется до полугода.

Прогноз

Реабилитация продолжается около 6 месяцев. При помощи логопеда восстановление речи происходит через 2−3 года. Прогноз зависит от возраста больного и его особенностей. Успех возможен при раннем начале лечения, помощи квалифицированных специалистов и постоянном участии близких. Родственники могут обеспечить дополнительную мотивацию для пациента.

Симптомы афазии

Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.

Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации. Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается. Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).

Читайте также:  Невропатия лучевого нерва

Афферентная моторная афазия может протекать в двух вариантах. При первом варианте имеет место артикуляционная апраксия или полное отсутствие спонтанной речи, наличие речевого эмбола. При втором варианте — проводниковой афазии, ситуативная речь остается сохранной, однако грубо нарушается повторение, называние и другие виды произвольной речи. При афферентной моторной афазии вторично нарушается фонематический слух и, следовательно, понимание разговорной речи, значений отдельных слов и инструкций, а также письменная речь.

В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе. При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес. после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим. Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.

При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками). Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов. Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.

Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.

При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.

Что такое афазия, почему она возникает

Термин афазия определяет расстройство речи после ее формирования, которое чаще развивается у взрослого человека. Оно развивается вследствие значительного количества различных причин и требует длительного лечения и реабилитации, так как приводят к нарушению социальной адаптации и снижению качества жизни.

Афазия является достаточно распространенным явлением, которое более часто регистрируется у пожилых людей после перенесенного инсульта головного мозга.

Механизм развития

Центры речи представлены определенными участками головного мозга, которые локализуются в лобных (центры Брока, отвечают за моторную речь), височных (центры Вернике, отвечают за сенсорную речь), теменных (мнестическая речь) долях.

Вследствие воздействия различных причин происходит разрушение нейроцитов (клетки нервной системы) и их отростков, по которым происходит передача нервных импульсов, что приводит к нарушению или полному исчезновению возможности говорить. Выраженность нарушений зависит от степени повреждения тканей головного мозга.

С течением времени возможность говорить частично восстанавливается благодаря тому, что определенную долю функций берут на себя нейроциты близлежащих участков головного мозга.

Важно различать то, что при афазии нарушается уже сформированная речь, а при алалии она не формируется изначально (человек никогда не говорил).

Современная классификация, предложенная А.Р. Лури (советский нейропсихолог), включает критерии локализации повреждения, а также характера нарушений, она включает несколько основных видов афазии:

  • Акустико-мнестическая – следствие поражения средней части височной доли, сопровождается нарушением слухоречевой памяти.
  • Эфферентная моторная – результат изменений нижних отделов лобной области (центры Брока), основным патогенетическим механизмом выступает невозможность артикуляции.
  • Акустико-гностическая – повреждение затрагивает височную долю (центры Вернике), характер изменений включает утрату понимания обращенной речи.
  • Афферентная моторная – изменения происходят в тканях области роландовой борозды, сопровождается нарушением произнесения определенных звуков.
  • Амнестико-семантическая – состояние сопровождается тем, что человек «забывает» названия большинства явлений или предметов, поэтому не в состоянии построить правильную речь.
  • Динамическая – нарушение внутренней программы построения речи, которое имеет место при повреждении заднелобных отделов.
Что такое афазия, почему она возникает

Афазия может быть смешанной или представлять собой только один патогенетический вид согласно данной классификации. При тяжелом обширном повреждении тканей головного мозга различной локализации развивается афазия, затрагивающая все механизмы формирования речи у человека.

Читайте также: 

Симптомы

Клинические особенности нарушения речи зависят от патогенетического механизма развития патологического состояния и вида афазии:

  • Эфферентная моторная – во время произношения слов человека переставляет звуки, речь становится монотонной с длительными паузами («телеграфное произношение»). При этом произношении отдельных звуков без складывания в слова заметно не нарушается.
  • Афферентная моторная – может происходить речевая эмболия с полной утратой возможности произношения звуков. Чаще она проявляется сохранением ситуативной речи в целом с грубым нарушением повторений, а также произношения названий предметов.
  • Акустико-гностическая или сенсорная – нарушается слуховое восприятие речи, человек слышит собеседника, но не может понять, о чем он говорит, что затем влияет на ответы.
  • Акустико-мнестическая – больной не может запомнить слов и удержать в памяти смысл сказанного собеседником. Из всех видов афазий развивается в течение более длительного времени.
  • Амнестико-семантическая – основным проявлением является забывание слов, названий и предметов, которыми необходимо оперировать при построении речи.
  • Динамическая – характер нарушений включает невозможность длительного пространственного повествования с сохранным произношением отдельных слов и словосочетаний.

В большинстве случаев афазия имеет острое начало, она обычно сопровождается резкой утратой речи, особенно если это происходит на фоне инсульта или после травмы головы. В случае дегенеративной патологии нервной системы или формировании опухоли речевые нарушения развиваются постепенно.

Диагностика

Факт афазии устанавливается на основании клинической картины патологического процесса.

Для выяснения причины врач невролог проводит клиническое обследование и назначает дополнительное объективное исследование с применением различных методик, к которым относится рентгенография головы, магнитно-резонансная, компьютерная томография.

При подозрении на наличие опухоли кроме визуализации образования также может назначаться лабораторное определение специфических антигенов в крови. На основании проведенного дополнительного обследования определяется дальнейшая терапевтическая тактика.

Причины и профилактика афазии

Нарушение всегда возникает в результате изменений, происходящих в центрах коры головного мозга. Явления происходят уже после того, как речь полностью сформировалась. Причин, которые способствуют развитию патологии очень много. Нередко явление наблюдается из-за сосудистых заболеваний головного мозга. Сюда относят геморрагический или ишемический инсульт. Аналогичное явление способно вызвать черепно-мозговые травмы или воспаление головного мозга. Опухоли, патологии ЦНС, ранее перенесенные хирургические вмешательства также способны спровоцировать появление патологии. Специалисты выделили ряд факторов, повышающих вероятность возникновения отклонения. В перечень входят:

  • преклонный возраст;
  • гипертония;
  • ранее перенесенная ишемическая атака;
  • ревматические пороки миокарда;
  • присутствие заболевания в анамнезе семьи;
  • повреждение тканей головы и костей черепа;
  • атеросклероз сосудов головного мозга.

То, как будет развиваться заболевание, во многом зависит от степени поражения мозга. Профилактические меры борьбы с заболеванием заключаются в предупреждении сосудисто-мозговых катастроф и черепно-мозговых травм. Необходимо своевременно проходить диагностику. Это позволит вовремя выявить начавшееся развитие опухолевых поражений головного мозга.

Диагностика афазии

Диагностикой этого заболевания занимается невролог. Но есть специалист по нарушениям речи — врач — афазиолог. Определяют наличие заболевание обычно с помощью специальных тестов. Диагностика включает в себя:

  • опрос больного (когда возникли речевые нарушения, какие события произошли перед этим);
  • осмотр больного, выявление неврологических симптомов недуга, таких как измененная высота рефлексов, асимметрия лица, опущение уголка рта и т. д.;
  • диагностика заболевания логопедом с целью определения стадии нарушения и предстоящую работу;
  • электроэнцефалография (метод, позволяющий оценить активность определенных зон головного мозга);
  • компьютерная и магнитно-резонансная томография головы направлена на изучение мозга, его структуры, выявление кровоизлияний, гнойников, опухолей;
  • магнитно-резонансная ангиография (метод направлен на изучение проходимости сосудов в коре головного мозга, может обнаружить аневризмы сосудов).

Диагностика патологии

Диагностика заболевания обычно не вызывает затруднений. Наряду с характерной клинической картиной важны анамнестические данные, информация о вредных привычках и хронических заболеваниях, что помогает дифференцировать диагноз инсульта.

Велика роль инструментальных методов диагностики, таких как компьютерная томография и магнитно-резонансная томография. Эти методы способны с высокой точностью установить локализацию патологического процесса и объем поражения.

Диагностика патологии

Также с их помощью устанавливается давность кровоизлияний (в случае геморрагического инсульта), если анамнез не позволяет ее установить. Иногда причиной очаговой симптоматики могут являться новообразования в мозге, которые также хорошо выявляются современными методами лучевой диагностики.