Афазия это речевая дисфункция. Ее проявления и коррекция

Афазия это ранее сформировавшееся расстройство речевой деятельности, сопровождающееся полной или частичной потерей способности разговаривать или понимать речь других людей

Причины заболевания

По своей сути тотальная афазия является сочетанием моторной и сенсорной афазии при поражении в бассейне средней мозговой артерии, иногда причиной возникновения заболевания может служить окклюзия сонной артерии.

Если поражение наступило в результате опухолевого процесса, то изменения отмечаются в зонах Брока и Вернике, а это означает нарушение всех возможных функций речи.

Причины заболевания

Первый этап после сильной травмы головного мозга также часто бывает представлен тотальной афазией.

Злокачественная опухоль при ее разрастании, а также, если она локализуется в коре, очень быстро приводит к нарушениям речевых функций, в том числе и глобального характера. При доброкачественном новообразовании этот процесс менее выражен.

Причины заболевания

Классификация

Различными исследователями предпринимались неоднократные попытки систематизировать формы болезни на основе лингвистических, анатомических и психологических критериев.

По запросам клинической практики в наибольшей степени удовлетворительной оказалась классификация афазии по А.Р. Лурия.

Данная классификация учитывает с одной стороны характер нарушений, и с другой – локализацию очага поражения в преобладающем полушарии.

Классификация

А.Р. Лурия выделил следующие типы:

  1. Афферентная моторная афазия проявляется при действии на нижние отделы постцентральной коры, присоединенной к роландовой борозде. Главным нарушением при моторной афазии является кинестетическая артикуляционная апраксия, проявляющаяся в затруднении выбора отдельной артикульной позиции для произнесения звука.
  2. Эфферентная моторная афазия поражает нижний отдел премоторной области (зоны Брока). Главным речевым дефектом является кинетическая артикуляционная апраксия, блокирующая переключение с одной артикуляторной позы на другую.
  3. Акустико-мнестическая форма – поражение внеядерных отделов слуховой коры (средней височной извилины). В процессе понижения восприятия слуховых следов не работает слухоречевая память или зрительное представление окружающих предметов.
  4. Схема локализации разных форм афазии в левом полушарии коры головного и задняя речевые зоны по А.Р. Лурии

  5. Акустико-гностическая предполагает локализацию патологического очага в зоне Вернике (задняя треть верней височной извилины). Нарушение фонетического слуха, синтеза, анализа и дальнейшая утрата восприятия разговора людей – доминирующие дефекты при афазии Вернике.
  6. Амнестико-семантическое расстройство связано с поражением задневисочных и переднетеменных областей. Амнестическая форма выражается специфическими трудностями, связанных с забыванием названий явлений или предметов, нарушением восприятия грамматического смысла выражений.
  7. Динамическая патология проявляется в поражении заднелобных областей, способствует дисфункции коммуникативных способностей.
  8. В случаях обширного нарушения коры доминантного полушария, отвечающего за сенсорные и моторные речевые зоны, появляется тотальная афазия — сбой в восприятии фраз и способности разговаривать. Некоторые формы могут иметь смешанный характер: сенсомоторные, эфферентно-афферентные и т. д.
Читайте также:  Головной мозг человека: строение, отделы, особенности функционирования

Этиология

Расстройства речи могут встречаться при различных церебральных патологиях. В качестве основных причин выступают:

  • Острые цереброваскулярные заболевания;
  • Травмы головы;
  • Нейроинфекции;
  • Токсическое влияние на ЦНС;
  • Нейродегенеративные болезни;
  • Церебральные новообразования.

Чаще всего наблюдается афазия после инсульта в системе arteria cerebri media доминантного полушария.

Этиология церебральных поражений определяет различия в клинической картине фазисных расстройств. Примером могут служить существенные отличия проявлений афазии при инфаркте мозга и геморрагическом инсульте.

Афазии преимущественно отмечаются у взрослых. Диагноз «афазия» у детей правомочен, если уже была сформирована речевая деятельность. При задержке развития речевых центров диагностируется дислалия, полное отсутствие речи у ребенка в возрасте, когда она должна была сформироваться, называется алалией. Наиболее распространенной причиной алалии и дислалий служит перинатальная патология нервной системы. Чаще всего патология устной речи сопровождается расстройствами чтения (алексией), письма (аграфией) и счетных операций (акалькулией).

Проявления расстройства

У больного с любым видом афазии нарушается речь в целом. Человек, говоря, совершает смену местами слогов и отдельных звуков, характерны литеральные парафазии, персеверации, а также контаминации. Человек между словами и словосочетаниями начинает делать ненормально большие паузы. Наблюдается гипофония, то есть голос, по громкости схожий с шепотом. Ритмика и мелодика речи также нарушена при афазии. Если у человека развивается эфферентный моторный вид расстройства, отдельные звуки он произносит нормально.

Поскольку при рассматриваемом расстройстве нарушается чтение и письмо, наблюдают такие явления как дисграфия (крайней формой которой является аграфия) и дислексия (крайняя форма — алексия). При дисграфии человек на письме не выводит заглавные буквы, всё пишет срочными. Почерк такого человека сложно разбираем. Он допускает множество ошибок при письме. Детям с таким расстройством крайне тяжело даются диктанты.

При аграфии интеллект больного сохранен, но он не может писать. Следует дифференцировать причину с расстройства координации движений рук. При аграфии человек пропускает слова, не может объединить буквы и слоги между собой, грубо искажает слова при письме. Под дислексией подразумевают неспособность человека читать, при этом другие когнитивные способности больного находятся в норме.

При афферентной моторной афазии может быть 2 варианта развития. Первый: есть речевой эмбол, нет спонтанной речи или фиксируют артикуляционную апраксию. Второй: ситуативная речь в норме, но произвольная речь затрудняется или вовсе отсутствует. Вторичные процессы нарушения слуха типичны для афферентного подвида моторной афазии. Страдает и письмо.

Читайте также:  Кровь из носа при внутричерепном давлении

Акустико-гностическая или сенсорная афазия характеризуется такими проявлениями:

  • нормальный физический слух
  • нарушение слухового восприятия словосочетаний и предложений

Симптомы афазии Вернике:

  • отсутствие контроля над своей речью
  • непонимание того, что говорят окружающие
  • компенсаторные процессы в виде многословия
  • в начале развития болезни на протяжении полтора или двух месяцев человек произносит спонтанные наборы звуков и слов, что называется в медицинской литературе жаргонафазией
  • в начале болезни речь не имеет смысла для окружающих
  • после выше описанного этапа наступает логорея, человек использует вербальные и литеральные парафазии
  • писать человек может с трудом или вовсе не может
  • навыки чтения сохранены

Симптомы акустико-мнестической афазии:

  • услышанная информация «не задерживается в мозгу»
  • непонимание длинных фраз
  • неспособность повторить 3-4 услышанных подряд слова
  • человек не способен говорить сразу с двумя/тремя и более людьми
  • повышение речевой активности

Амнестико-семантическая афазия имеет такую симптоматику:

  • аномия (больной не помнит, как называется тот или иной предмет)
  • сложные речевые обороты пациент не понимает или понимает с трудом
  • теряется понимание причинно-следственных, пространственных и временных словесных оборотов
  • человек не понимает слова, употребленные в переносном значении, метафоры и т.п.
  • нарушение счетных операций
  • непонимание прочитанного

Проявления динамической афазии:

  • отдельные слова и словосочетания произносятся нормально
  • повторение в норме
  • невозможность спонтанной повествовательной речи
  • человек мало разговаривает
  • персеверации в речи
  • эхолалия (повторение произнесенных собеседником фраз)
  • сохранность арифметических операций, навыков письма и чтения текста

Какое лечение необходимо при расстройстве речи?

Можно сказать, что лечение афазии любого типа в том числе и сенсорной состоит из двух важных составляющих:

  • необходимо выяснить и устранить первичную причину, которая вызвала появление нарушений речи;
  • различные упражнения и занятия с логопедом, которые помогут восстановить речь.

Если причиной сбоя стала опухоль или же кровоизлияние в мозгу, тогда необходимо хирургическое вмешательство. Необходимо удалить опухоль или же кровоизлияние.

Часто причиной афазии становиться повышенное артериальное давление, которое вызывает инсульты и инфаркты.

Так что в таком случае важно в профилактических мерах контролировать давление и принимать препараты, которые улучшат обмен веществ.

Какое лечение необходимо при расстройстве речи?

Помимо этого важны занятия с логопедом и определенного рода упражнения. Среди врачей нет однозначного мнения о том как следует лечить афазию и какие методы использовать.

Однако есть общие советы и рекомендации:

  • старайтесь привлекать больного с сенсорной афазией к общению;
  • давайте ему достаточно времени на построение предложения и выражения своей мысли;
  • продолжайте общаться как ни в чем ни бывало, говорите с ним как и раньше.

Стоит отметить, что скорость восстановления речевых способностей человека зависит от его возраста, способностей, силы воли и степени поражения головного мозга.

Читайте также:  Особенности эпилепсии у детей: что должны знать родители

Диагностика афазии

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.

Обследование речи при афазии включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной); диагностику письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного). Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводит диагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), праксиса (орального, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-пространственного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, УО.

Прогноз

Как и при любом другом заболевании профилактика подразумевает под собой:

  • Ведение здорового образа жизни;
  • Правильное питание;
  • Нормализация режима труд-отдых;
  • Отказ от вредных привычек. 

Несмотря на то, что при афазии нельзя добиться радикального лечения и полноценного восстановления функциональной активности повреждённой зоны, тем не менее правильное лечение и соблюдение рекомендаций и реабилитационных мероприятий приводят к значительному улучшению качества жизни больного. При проведении полноценного курса лечения и реабилитации больной может практически полностью быть адаптированным к общению с окружающими.

  1. Больного после спинномозговой пункции необходимо уложить
  2. Можно ли вылечить моторную алалию
  3. Таблетки и капли от алкоголизма без ведома больного
  4. Шизофрения: симптомы и признаки, как распознать шизофреника

Лечение афазии Вернике

Ядром дефекта является невозможность вычленения звуков из речевого потока, различения. Нужно научить пациентов понимать самые простые бытовые слова. Поэтому применяется процедура растормаживания речи.

Также пациентов учат различать контрастные слова. Берутся два каких-то значения, длинные и короткие. Например «машина» и «кот». После этого нужно попросить пациента показать, где машина и куда девался кот. Человек показывает и повторяет за преподавателем. После этого можно добавить еще одно слово, например «машина», «коза», «кот».

Лечение афазии Вернике

Нужно использовать контрастные слова на первых этапах лечения. Слова всегда должны быть общеупотребляемыми. Не нужно давать пациенту много сложных или каких-либо абстрактных значений, которые человек мало использовал и не встречал в жизни. Все понятия должны быть обобщающие.

Важно дать пациенту прослушать слова. Нужно использовать активно магнитофон или компьютер с подключенными наушниками. Пациент слышит название слова, перед собой видит изображение и надпись. Такой метод является достаточно эффективным.