6 упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей

Высокий уровень интеллекта человека, близкий к гениальному, ✔️ встречается редко: из ста тысяч младенцев лишь один обладает уникальными способностями. Взрослых же, известных своими гениальными открытиями, можно пересчитать поименно. Потенциал гения обычно заложен природой. Однако практически каждая семья может воспитать ребенка смышленым, интеллектуально развитым.

Развитие интеллекта у подростков

В подростковом возрасте новообразования в развитии познавательной сферы (внутренний план действий, произвольность познавательных процессов, рефлексия) младшего школьника закрепляются, усложняются и распространяются на все сферы деятельности и жизни.

Формируется теоретическое рефлексивное мышление, этому способствует усвоение системы теоретических знаний на уровне теоретических обобщений и с помощью вербально сложившихся гипотез. Развивается способность к дедуктивному рассуждению.

Интеллект с точки зрения психологии

В психологии нет определенного толкования понятия «интеллект». Чаще всего в психолого-педагогической литературе интеллект встречается как способность:

  • к обучению (А. Бине, Ч. Спирмен, В. Хенмон, Т. Вудроу, В. Диаборн).
  • оперировать абстрактными символами и отношениями (Л. Термен, Ф. Беллерд, Г. Торндайк).
  • адаптироваться к окружающей среде (В. Штерн, Г. Фримен, Г. Пинтер, Л. Терстоун, Дж. Петерсон).

Проанализировав определенное количество психолого-педагогической литературы, мы можем сделать вывод, что большинство ученых понимают интеллект как способность индивида приспосабливаться к условиям окружающей среды. Также, понятие интеллекта включает не только процесс мышления, но и индивидуальный мир человека.

Существует много различных подходов к определению уровня интеллекта, что объясняется неоднозначным толкованием и представлением его структуры. К наиболее известным иерархическим моделям структуры интеллекта относятся:

  • однофакторная модель К. Спирмена (1863 – 1945),
  • многофакторная модель Л. Терстоуна (1887 – 1955),
  • кубообразная модель Дж. Гилфорда (1897 – 1987),
  • модель Г. Кеттела (1905 – 1998) и другие.

Практически все исследования интеллекта проявляли три основных подфактора общего интеллекта, которые первым были обнаружены Спирменом:

  • Числовой – это способность манипулировать числами.
  • Вербальный – умение анализировать и систематизировать полученную информацию.
  • Пространственный – способность оперировать мыслительными процессами в трех измерениях.

Что делать родителям «не гениев»

Методик, развивающих ментальные способности, создано немало. Но придумавшие их педагоги редко озадачиваются необходимостью не просто наполнять ребенка знаниями, но и умением применять их в реальной жизни. Мамам и папам, заботящимся о будущем своего чада, стоит ✍️ внимательнее присмотреться к 10 способам развития у ребенка одновременно умственного потенциала и полезных жизненных навыков.

1. Воспитание самодисциплины и умения решать проблемы.

При обучении ошибки неизбежны. Родителям стоит объяснить малышу смысл поговорки «на ошибках учатся». Всегда можно оценить последствия неразумных действий, а если они все-таки случились, не поддаваться импульсивному желанию все бросить. Преодолевая под руководством любящего родителя сложные обстоятельства и неудачи, ребенок учится быть целеустремленным.

Читайте также:  Эффективные советы по лечению лицевого нерва

2. Ошибки – это неотъемлемая часть обучения.

Что делать родителям «не гениев»

✏️ Поступать неправильно или делать неверные выводы не стыдно, особенно когда учишься чему-то новому. Ребенку надо дать понять, что смущаться при каждой неудаче естественно, но совсем не страшно (если ошибки не граничат с нарушением безопасности для жизни). Важно проговорить с маленьким исследователем варианты исправления ошибочных действий или слов.

3. Оптимизм – лучший учитель.

Когда у малыша что-то не получается, и он начинает ругать себя, взрослые мягко должны направить его негативные эмоции к позитивным мыслям. Оптимистичный настрой решает практически любые проблемы, об этом следует напомнить ребенку.

4. Страхи – путь к неуверенности.

Мамам и папам придется научить свое чадо бороться со страхами. Они возникают по любому поводу и серьезно портят жизнь ребенку. Одним страшно оставаться в темной комнате, другим – поддерживать беседу с новыми знакомыми, третьи предпочитают бездействовать, чем вновь совершить ошибку. Хорошо, если взрослые будут рядом и поддержат малыша, если он испугается в очередной раз, – похвалой, объятием.

5. Обучение новому не всегда комфортно.

Важно, чтобы в умственном развитии ребенка присутствовала доля дискомфорта. Преодоление сложных ситуаций укрепит волю, научит быть ответственным, дисциплинированным, а эти качества, в свою очередь, помогут на пути к успеху во взрослой жизни.

6. Поддержка обучения моральными ценностями.

Что делать родителям «не гениев»

✏️ Честность, сострадание к ближнему, добро, дружба, трудолюбие, порядочность, уважение к старшим – общечеловеческие ценности, без которых не может существовать интеллектуально развитая личность. Родителям стоит преподнести несколько уроков жизни ребенку, чтобы научить его следовать моральным принципам. Лучше, если примером добродетели будут сами взрослые.

7. Благодарность в приоритете.

Вместо того, чтобы жалеть себя при неудачах, малышу стоит научиться быть благодарным за то, что он имеет. Это повысит настроение, поможет активнее преодолевать трудности. Умение благодарить, видеть позитив в окружающем – качества сильного и умного человека.

8. Формирование чувства ответственности за себя и свои поступки.

Интеллектуальное развитие предполагает и разъяснение ребенку необходимости быть ответственным за то, что он совершает. Взрослым не следует поддерживать малыша, когда он пытается обвинить окружающих в своих неудачах, ищет отговорки, вместо того, чтобы решать проблему. Смышленый ребенок не станет искать причины своего плохого поведения в других, он постарается исправить себя.

9. Умение справляться с эмоциональными всплесками.

Если родители будут слишком явно подбадривать ребенка в минуты грусти или успокаивать, когда он переполнен злобой, малыш не научится регулировать собственное эмоциональное состояние. Лучше, если он поймет, какое чувство завладело им в настоящий момент и попытается справиться с ним – так появится умение самостоятельно решать проблемы.

10. Взрослые – образец для ребенка.

Что делать родителям «не гениев»

✏️ Воспитывать интеллект и характер малыша лучше всего на своем примере. Умные родители будут откровенны, рассказывая о своих целях и способах их достижения, о том, как они совершенствовали себя, учились быть сильными, ответственными, успешными.

Читайте также:  Ассоциированная мигрень с аурой — Мигрень

В развитии умственных навыков не следует забывать об эмоциональной и моральной стороне вопроса, о развитии и совершенствовании личностных качеств ребенка. Тогда интеллектуальное преображение будет пребывать в гармонии с лучшими чертами характера.

Оставить комментарий

Факторы интеллектуального развития

Чтобы ответить на вопрос, как развить интеллект у ребенка, нужно знать факторы, которые влияют на него.

На интеллект ребенка влияет множество факторов. Например, новые впечатления. Они нужны ребенку, но должны поступать дозировано. Перенасыщение информацией приводит к перевозбуждению малыша и проблемам с нервной системой. Поэтому, например, самым маленьким детям рекомендуется показывать простые черно-белые изображения. С полугода демонстрируются изображения красного и других контрастных цветов, а уже к году можно переходить на рассматривание разноцветных картинок с мелкими деталями.

Развитие интеллекта связано также с физиологией: без правильного питания с достаточным количеством витаминов и микроэлементов, а также соответствующей возрасту физической активности, сложно достичь хороших результатов. Наличие хронических заболеваний или частые болезни осложняют процесс развития, поэтому необходимо поддерживать здоровье. Иными словами, для развития умственных способностей нужно уделять внимание не только мозгу, но и телу.

Компас эмоций

Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.

Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.

Например, мама может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а дочка – «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.

И не забывайте про чтение книг и хорошую музыку. Это неустаревающие ресурсы для познания себя, окружающих и всего мира.

Виды интеллекта

Врожденный интеллект может стать основой для успешного собственного развития, в выборе любимой профессии, помочь удачно реализоваться в жизненных планах. В среднестатистическом человеке гармонично развиваются несколько талантов, но только один, как правило, является ведущим. Выделяют следующие основные типы интеллекта:

  • Природный. Человеку с таким типом свойственно проникновенно ощущать всю прелесть природы. Им отлично подойдет сфера деятельности в области животноводства, ботаники и агрономии.
  • Музыкальный тип проявляется высокой чувствительностью к любым ритмам и звукам. К такому типу относят певцов и музыкантов.
  • Логико-математический тип интеллекта помогает в решении сложных логических и математических задач. Данный вид интеллекта с основном наблюдается у детективов, ученых и математиков. Такие люди отличаются своей замкнутостью.
  • Представителями лингвистического типа интеллекта являются поэты, журналисты, писатели и общественные деятели. Как правило, им нравится разгадывать кроссворды, читать и писать различные истории.
  • Благодаря пространственному типу человек с легкостью может вспомнить любое событие из жизни. Носителями данного вида интеллекта являются летчики, моряки, художники, скульпторы и архитекторы. Они отличаются ориентированностью на местности различных масштабов.
  • Личностный. Человек, обладающий данным типом интеллекта, хорошо владеет самопознанием, что позволяет ему грамотно и здраво подходить к решению различных задач любых сложностей.
  • Телесно-кинестетический связан с осязанием и тактильным восприятием. Представителями такого вида в основном являются танцоры и работники прикладных профессий.
  • Экзистенциальный. Людям с данным типом свойственно размышлять о человеческом существовании, а также выдвигать теории на тему смысла жизни, появления людей на планете и прочее.
  • Межличностный интеллект заключается в способности понимания и эффективном взаимодействии с другими людьми. Обладателями этого типа являются актеры, учителя, политики и социальные работники.

Проверить расположенность к одному из типов можно с помощью тестов на определение IQ.

Устраивайте мозгу тренировки

Как и мышцы в теле, наше мышление нуждается в тренировках. В интернете можно найти множество статей на данную тему, где указаны масса упражнений на тренировку памяти. Вот лишь парочка из них:

  1. Задача «N назад». Разработана в 1958 году для исследования и стимуляции активности определенных зон мозга, а также развития памяти и логики. Задачу непрерывного выполнения нужно проходить ежедневно, тратя по несколько минут в начале дня и в конце.
  2. Составьте список покупок на день, перечитайте его пару раз. Старайтесь запомнить не сами товары, а свой будущий маршрут по отделам в магазине. Мысленно «сложив» все покупки в тележку, постарайтесь в уме подсчитать общую сумму.
  3. Каждый день тратьте по 30 минут на заучивание стихотворений. Содержание и стиль значения не имеют.

Кроме выполнения этих и других упражнений, неплохо играть в сложные квесты, решать головоломки и кроссворды, играть в шашки или шахматы. Все это «омолаживает» мозг, улучшает память и усидчивость.

Лингвистический (вербальный)

Человек очень правильно и грамотно выражает собственные мысли, преобразовывает сложные словесные конструкции. Он любит общаться и умеет это делать так, что другие застывают с открытым ртом, слушая его истории. Постоянно делится собственными размышлениями, впечатлениями. Может легко убедить другого человека, приведя толковые факты. Он может вести за собой, стать лидером, учителем и другом.

Индивидуумы с лингвистическим интеллектом характеризуются умением общаться с другими людьми не только при личной встрече, но и на бумаге. Поэтому вербальный тип мышления присущ журналистам, писателям, политикам. Такие люди могут убедить участвовать в акциях, разработках, уболтают клиента сделать покупку в его магазине.

Такой тип интеллекта подходит для профессий:

Лингвистический (вербальный)
  • журналист;
  • писатель;
  • копирайтер;
  • преподаватель;
  • историк;
  • аналитик;
  • переводчик;
  • актер;
  • оратор.

Даже люди, у которых дислексия, с вербальным мышлением могут стать актерами, артистами, ораторами или комиками. Как Кира Найтли, Том Круз, Джон Леннон и многие другие.